22
1.2. Современные методы диагностики
пульпита у
детей
С учетом многочисленных особенностей клинического течения различных
форм пульпитов у детей в разные периоды формирования зубо-челюстного ап
парата, качество лечебных мероприятий, несомненно, зависит от объективности
диагностики состояния пульпы зуба [133, 182, 255].
Залогом объективной диагностики и, как следствие, выбора рационального
метода лечения является системный подход, включающий тщательнейший сбор
анамнеза, осмотр и дополнительные методы исследования [119]. Осмотр и сбор
анамнеза в детской стоматологической практике требуют больших временных
затрат и необходимость расположить ребенка к общению.
Особенности детского организма и, в частности, строение челюстно-
лицевой области определяют не только методы лечения, но и методы диагно
стики, приемлемые для детей [109, 208, 299].
Клинические симптомы, связанные с патогенезом пульпита, в ряде случаев
бывают слабо выражены. Поэтому недостаток субъективных признаков вместе
с известной трудностью общения с детьми представляет основную причину
диагностических затруднений при заболевании пульпы и определении фактиче
ского состояния сосудисто-нервного пучка. В связи с этим постановка диагно
за должна опираться на самое подробное обследование, которое, помимо
анамнестических данных, исходило бы из объективных признаков. Но приме
нение в диагностических целях объективных методов исследования в виде
зондирования дна кариозной полости, температурной пробы, основанных на
дополнительном болевом раздражении, требуют от врача максимального вни
мания и умения интерпретировать субъективные ощущения обследуемого ре
бенка [119].
Воспаление пульпы зуба зачастую возникает в зубах при наличии неглубо
кой кариозной полости, что объясняется преобладанием размеров полости зуба