29
вают эмоциональное напряжение, требующее коррекции. Именно поэтому ма
нипуляции, проводимые при лечении пульпита, должны быть максимально без
болезненными [160,163]. Рядом авторов выявлено, что для получения хороших
терапевтических результатов в лечении у детей с неблагоприятным отношени
ем к таковому обязательна психоэмоциональная подготовка и адекватная пре-
медикация: у детей с сомнительным отношением - диазепам и мебикар в воз
растной дозировке за 30-40 минут до начала лечения и адекватная местная ане
стезия, а детям с благоприятным отношением к лечению вполне достаточно
психоэмоциональной подготовки [111, 246].
Болевые ощущения различной интенсивности могут возникать и в процес
се выполнения диагностических и лечебных манипуляций.
В стоматологической практике применяют различные методы анестезии:
аппликационную, инфильтрационную, проводниковую, интралигаментарную,
рефлексоанальгезия, электрообезболивание, а также наркоз: масочный, интуба-
ционный, внутривенный. Наркоз стараются использовать как можно реже и по
строгим медицинским показаниям: наличие аллергических реакций на местные
анестетики, органические поражения ЦНС, необходимость в одномоментной
санации полости рта при большом объеме стоматологических вмешательств, а
также в случае непреодолимого страха пациента перед лечением [153, 168]. В
детской стоматологической клинике для общего обезболивания применяют ма
сочный наркоз смесью фторотана, закиси азота и кислорода.
До недавнего времени в детской стоматологии приоритетными были ане
стетики новокаинового и лидокаинового ряда, имеющие массу недостатков:
большой процент аллергических реакций, большое количество вводимого ане
стетика, довольно низкая анестезирующая способность. К тому же новокаин
обладает сосудорасширяющим действием [186].
В настоящее время приоритет отдан карпулированным анестетикам, адап
тированным к применению в детской стоматологии [89,186,206].