обучение гигиеническим навыкам и правилам чистки зубов проходило в
игровой форме («к нам приходит бегемотик», «научи крокодила чистить зубы»
и т. д.), носило произвольный характер и знания детей закреплялись в течение
дня в продуктивных видах деятельности, художественной деятельности с
использованием
игровых
методов
фронтальных,
групповых,
индивидуализированных форм работы.
В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) игровая деятельность
совершенствуется сопровождается достаточно развитой речью, это позволяет
Ф
разнообразить методы, приемы обучения. Дети стремятся к самостоятельности,
но ограничение личного опыта, отсутствие определенных умений и навыков,
преобладание возбуждения над торможением приводит к негативным
проявлениям эмоций, утомлению, суетливости, обилию движений. Поэтому в
группе среднего дошкольного возраста использовался большой сектор
педагогических приемов, направленных на концентрацию нервных процессов у
детей. Игры-занятия выходят на второй план. При обучении дошкольников в
большей степени начинают использоваться словесные, практические и
частично поисковые методы обучения с сочетании с игровыми проблемными
ситуациями. В этом возрасте начинает развиваться наглядно-образное
мышление, но процесс восприятия предметов, особенно различие их в деталях
еще затруднен. Поэтому на занятиях кроме опытно-экспериментальных
методов обучения использовались дидактические игры, содержание которых
было направленно на выделение детьми различных материалов и их свойств.
Таким образом, восприятие детей учебного материала на занятиях
сочеталось с практическими действиями, с обследованиями предметов и
материалов.
В среднем дошкольном возрасте дети хорошо воспринимают
произведения художественной литературы, уже могут осмысливать сюжет
сказки (начло, действие главного героя, конец), пересказывать содержание
сказок без наводящих вопросов, давать правильную оценку героям. Учитывая
107