В ходе реализации авторской методики использовались методы
активного
обучения,
основными
признаками
которого
являются:
«принудительная» активизация мышления и поведения, диалогичность
общения, рефлексия, наличие обратной связи, повышенная эмоциональность.
Классификация методов обучения по типу познавательной деятельности была
предложена М.Н. Скаткиным и И
.Я.
Лернером [54]. К ним относятся
следующие методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод
проблемного
изложения,
частично-поисковый
(эвристический)
и
0
исследовательский. Тип познавательной деятельности авторы определяют как
уровень самостоятельности (напряженности) познавательной деятельности,
которого достигают дети, работая по предложенной воспитателем схеме
обучения. Данная характеристика тесно связана с условиями мыслительной
активности
обучающихся.
Выделенные
учеными
методы
обучения
предусматривают организацию работы воспитателей с разными группами детей
вотношении проявляемой ими активности в обучении и позволяют в структуре
занятия применять (в зависимости от уровня мыслительной напряженности
обучающихся) различные сочетания методов (рис. 16).
При объяснительно-иллюстративном методе знания детям предлагаются
в «готовом» виде (тематические картинки, рисунки). Воспитатель организует
восприятие этих знаний различными способами, а обучающиеся, в свою
очередь, воспринимают знания, осмысливают их, фиксируют в своей памяти.
При репродуктивном методе воспитатель не только сообщает знания, но и
объясняет их. При этом дети сознательно усваивают знания, понимают их и
запоминают. Прочность усвоения знаний происходит путем многократного
повторения.
С помощью проблемного метода воспитатель показывает пути
исследования поставленной перед детьми проблемы, излагая ее решение от
начала и до конца.
101