(первые две-три встречи). Кроме разъяснения общих понятий о ДСТ, беседа
содержала достаточно подробную информацию о наличии у пациента тех
или иных проявлений ДСТ и их симптомов: сколиоз, плоскостопие, миопия,
пролапсы клапанов, дисплазия тазобедренных суставов, варикозная болезнь,
геморрой и другие, а также возможных методов их коррекции.
Поло-возрастные особенности выявления нарушений осанки у
школьников позволили разработать дифференцированные профилактические
мероприятия у девочек и мальчиков школьного возраста. У мальчиков
широкий охват первичной профилактикой нарушений осанки проводился,
начиная с первого класса: обучение правильной посадке за партой и общая
физическая подготовка, включая плавание. У девочек, учитывая большую
склонность к прогрессированию искривлений позвоночника, кроме
указанной первичной профилактики в младших классах, проводилась более
«жесткая» вторичная профилактика выявляющихся нарушений осанки
методами физического воздействия (лечебная гимнастика, плавание, ручной
массаж, физиотерапия), макро- и микроминералотерапия, витаминотерапия в
условиях центра восстановительного лечения пациентов с ДСТ.
Программа реабилитации подростков и молодых лиц
в центре
восстановительного лечения пациентов с ДСТ включала лечебную
гимнастику для
укрепления мышц спины,
живота,
конечностей,
дозированные физические упражнения
в зависимости
от уровня
толерантности к нагрузке, ручной массаж, физиотерапию, психологическую
коррекцию и фармакотерапию, направленную на «стабилизацию системы
соединительной ткани».
Комплексная реабилитация вела к расширению адаптационно-
компенсаторных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем,
повышению сопротивляемости к инфекциям.
В процессе проведения
психотерапевтических технологий достоверно повысилась самооценка,
усилилась мотивация достижения жизненно важных целей и когнитивная
активность, дезактуализировались соматоформные феномены, повысился
345