ВестникНОМУС
.
Сборникматериаловнаучной
сессии
-2013
892
реальности
).
Необходимое
доказательство
существования
такой
реальности
можно
получить
только
путем
познания
,
в
конечном
счете
,
из
ощущений
человека
[4].
Однако
органы
чувств
не
в
состоянии
непосредственно
(
минуя
самиорганы
чувств
)
сделать
так
,
что бычеловек ощутил
это
существование
.
Таким
образом
,
вопрос
о
том
,
принять
или
отвергнуть
понятие
объективной
реальности
,
есть
вопрос
о
доверии
человека
к показаниям
его
органов
чувств
.
Но
доверие
(
вера
!)
никаким
образом
не
совместимо
с
научным
подходом
,
согласно
которому
всё
должно
быть
основано
на
доказанных и
убедительных
данных
.
Кроме
того
органы
чувств
–
это
наши
,
человеческие
органы
чувств
,
т
.
е
.
восприятие
реальности
всегда
субъективно
.
В
этом
случае
,
о
какой
объективности
можно
говорить
вообще
?
В
силу
этого
возникает
несколько
вопросов
:
если
нас
не
будет
,
то
будет
ли
существовать
объективная
реальность
?
инасколькомыможем
считатьнаучное познание объективным
?
Более
того
.
Ещё
древние
греки
отметили
,
что
наши
ощущения
и
восприятия
не
столь
уж
и
безошибочны
и
потому
не
вполне
адекватны
воспринимаемому
.
Отделяя
адекватное
восприятие
от
неадекватного
,
ученые
опять
таки
опираются
на
предпосылки
,
принятые
на
веру
.
Например
,
глядя
на
соломинку
,
мы
можем
сказать
,
что
она
цельная
.
Моё
восприятие
адекватно
.
Но поместив
этуже
соломинкуна половину
в
стакан
с
водой
,
мы
увидим
,
что
она
стала
состоять
из
двух
половин
.
Мы
знаем
,
что
это
эффект
,
вызванный
рефракцией
,
но
тогда
мы
не
должны
верить
своим
глазам
,
наше
восприятие
сейчас
неадекватно
.
Мы
вновь
вынимаем
соломинку
и
видим
:
она
цельная
.
Но
могу
ли
я
теперь
доверять
своим
глазам
,
ведь
они
меня
только
что
обманывали
?
Как
вообще
можно
пользоваться
таким
ненадежным
инструментом
познания
?
Отсюда
следует
,
что
утверждение
о
существовании
объективной
реальности
естьположение
,
принятоена
веру
,
чтопротиворечит
самимоснованиямнаучногопознания
.
Вторая
трактовка
объективности
научного
познания
предполагает
,
что
в
познании
присутствуют
такие моменты
,
которые
не
зависят
от
субъективных
факторов
.
Нои
с
этимположением
«
не
всё
впорядке
».