ВестникНОМУС
.
Сборникматериаловнаучной
сессии
-2013
893
Опираясь
на
исследования
М
.
Хайдеггера
можно
утверждать
,
что
вся
современная
наука
исходит
именно
и
только
из
субъективных
предпосылок
.
И
иначе
и
быть
не
могло
,
ибо
эти
предпосылки
–
лишь
результат
философской
экспликации
тойценностно
-
познавательной
установки
,
которая
лежит
в основании
современногонаучногомышления
.
Научное
мышление
,
в
сущности
,
началась
со
знаменитого
положения
Декарта
: «
Со
git
о
е
rg
о
sum».
Как
в
своё
времяпоказалМ
.
Хайдеггер
,
введя
это
положение
,
Декарт
сразу
в
основание
всякого
познания
заложил
не
объект
(
то
,
что
будто
бы
существует
независимо
от
нас
),
а
субъекта
.
Понятие
«
субъект
»
означает
под
-
лежащее
,
то
,
что
в
качестве
основания
собирает
всё
на
себя
[5].
«
Если
человек
становится
первым
и
исключительным
субъектом
,
то
это
значит
:
он
делается
тем
сущим
,
на
которое
в
роде
своего
бытия
и
в
виде
своей
истины
опирается
всё
сущее
.
Человек
становится
точкой
отсчета
для
сущего
как
такового
» [5.
С
. 68].
Это
означает
,
человек
учреждает
сам
себя
законодателем
всех
мер
,
которыми
отмеряется
и
измеряется
(
вычисляется
),
что
имеет
право
считаться
достоверным
,
т
.
е
.
истинным
и
стало
быть
существующим
,
а чтонет
[5.
С
. 84].
Хайдеггер
отмечает
,
что
такое
возможно
лишь
с
изменением
восприятия
всего
сущего
–
когда
мир
становится
картиной
,
когда
сущее
только
тогда
становится
таковым
,
когда
поставлено
представляющим
и
устанавливающим
его
человеком
.
Но
пред
-
ставить
означает
здесь
:
поместить
мир
пред
собой
как
нечто
противо
-
стоящее
,
т
.
е
.
сделать
мир
объектом
.
В
свою
очередь
противо
-
стояние
есть
соотнесение
того
что
стоит
напротив
с
собой
,
представляющим
,
а
значит
«
создавая
»
объект
,
человек и
самого
себя
выводит
на
сцену
.
Из
всего
сказанного
можно
сделать
вывод
,
что
второе
«
требование
»
объективности
противоречиво
в
своей
основе
,
ибо
наука
только
тогда
становится
наукой
,
когда
не
объект
,
а
субъект
кладётся
в
её
основание
,
и
вычеркнутьпоследнегоне представляется
возможным
–
не будет инауки
.