Диссертация. Гарифуллина А.Ж. Повышение эффективности профилактики стоматологических заболеваний у дошкольников путем усиления мотивации к гигиеническому обучению и воспитанию - page 38

недекларируемый, оценка своих возможностей (знаний, умений, качеств),
оценка состояния в данный момент, учет условий достижения цели,
предвидение последствий поступка или деятельности, потребностная цель,
опредмеченное действие и процесс удовлетворения потребности. Все эти
компоненты мотива могут проявляться в сознании человека в вербализованной
или образной форме, при этом не все сразу. Структура каждого конкретного
мотива строится из сочетания тех компонентов, которые обусловили принятое
человеком решение, является многокомпонентной [54].
Компоненты, как составляющие кирпичики, могут создать здание,
именуемое мотивом. Образ этого «здания» закладывается человеком в память и
сохраняется не только в момент осуществления действия или деятельности, но
и после их завершения. Набор компонентов в каждом конкретном случае может
быть разным. Но и сходство внешней структуры мотива у двух лиц (тождества
входящих в мотив компонентов) не означает их тождества по смысловому
содержанию. Ведь у каждого человека свои склонности, интересы, ценности,
своя оценка ситуации [54].
На основе теоретического анализа понятия «мотив», можно сделать
вывод о том, что точка зрения Е.П. Ильина, согласно которой мотив - это
сложное интегральное психологическое образование, побуждающее человека к
сознательным действиям и поступкам и служащее для них основанием,
наиболее точнее характеризует это понятие [54].
Исследованию мотивационных механизмов в той или иной степени
посвящены работы В.Г. Асеева, В.К. Вилюнас, М.Н. Леонтьева, М.Ш. Магомед-
Эминова, А.Н. Рябининой, .С. Улитовой, А.А. Файзуллаева, А.Н. Чиликина [5,
90,104, 180].
В.Г. Леонтьев дает несколько определений психологической
мотивации:
38
1...,28,29,30,31,32,33,34,35,36,37 39,40,41,42,43,44,45,46,47,48,...294
Powered by FlippingBook