Кроме этого, компонентами механизмов, выделяемых М.Ш.Магамет-
Эминовым, многие исследователи рассматривают как самостоятельные
психологические механизмы. В частности, самостоятельные психологические
механизмы называют: самоконтроль, саморегуляция, субъективный критерий
успешности, цели образования, эмоции успеха - неуспеха, самоатрибуция. Тем
самым подтверждается термин о том, что любой психологический механизм
является составной частью более широкого механизма и наоборот. Как считают
многие отечественные исследователи, мотивации человека формируются
прижизненно в зависимости от социальных условий и в результате
воспитательных воздействий. В работах ряда авторов отмечается, что процесс
возникновения и становления мотивов предполагает усвоения социального
опыта, личный опыт, его осмысление, положительные успехи в конкретной
деятельности, благоприятные отношения социального окружения к данной
деятельности [104, 180].
Характеризуя мотивацию в дошкольном возрасте, исследователи
отмечают, что она имеет свою специфику развития. Мотивация детей
дошкольного возраста изучалась в связи с проблемой воли и произвольности, в
связи с развитием произвольной памяти, с процессом мышления, воображения.
Рядом ученых было доказано, что психические процессы у детей дошкольного
возраста успешно протекают в игре. А.Н.Леонтьев подчеркивал, что учебная
деятельность должна опираться на «неучебный контекст» деятельности, то есть
на цели и мотивы тех видов деятельности, которые развиваются раньше [90,
123].
Исследование З.М.Богуславской, специально посвященное изучению
особенностей учения дошкольников показало, что интерес, активное
отношение к учебному материалу легче всего проявляется у детей до 5-ти лет в
том случае, если это познавательный материал включен в игровую,
практическую или изобразительно-продуктивную деятельность. В этом случае
возникают мотивы «конкретных действий». Причем игровые мотивы, как
43