сам ребенок не участвует сознательно и активно в регулировании этой борьбы,
не организует свои мотивационные тенденции [54].
Совсем другой механизм лежит в основе действия по намерению, когда
имеет место, в полном смысле слова произвольная организация поведения у
старших детей. В этом случае наблюдается конфликт между стремлением
выполнить намерение и непосредственным желанием уклониться от его
выполнения. Ребенок путем внутреннего плана рассуждения ищет выход из
создавшегося положения. Он начинает или усиливать свое намерение, или
Ф
пытается разумными доводами ослабить напор противоположных тенденций
[149].
Таким образом, J1.C. Славина, сравнивая механизм принятия и
осуществления намерения, характерный для старших дошкольников с
механизмом, типичным для подростков, показала, ч то в то время как в первом
случае борьба мотивов происходит стихийно, во втором случае и эта борьба, и
окончательное решение опосредствуется сознательным выбором, который
делает подросток на основе размышления и учета всех имеющих здесь место
обстоятельств. Такого же типа сознательная регуляция своих побуждений
продолжается и в момент осуществления намерения [149].
И так, основываясь па полученных в исследовании J1.C. Славиной
данных,
можно утверждать, что в онтогенезе потребности человека
изменяются не только со стороны своего содержания и динамических свойств,
но и со стороны своего строения. Они опосредствуются сознанием и начинают
действовать через сознательно поставленные цели, принятые намеренья и
решения [149].
Подводя итог вышеизложенному, можно отмстить, что структура
мотивационной сферы характеризуется силой доминирующих мотивов по
содержанию, возрастиисм роли опосредствованных потребностей и все
большей их иерархизацией. С возрастом растет так же устойчивость возникшей
мотивационной структуры, что увеличивает роль доминирующих мотивов в
48