Диссертация. Гарифуллина А.Ж. Повышение эффективности профилактики стоматологических заболеваний у дошкольников путем усиления мотивации к гигиеническому обучению и воспитанию - page 47

жизнь субъекта, они могут побуждать его деятельность по средствам
сознательно поставленных целей, принятых решений, иногда даже независимо
от непосредственного отношения человека к самой деятельности [10].
J1.C. Славиной изучался вопрос возникновения качественно новых по
своему строению психологических отображений, выполняющих функцию
побудителей поведения, специфических только для человека. Таким образом,
сознательно поставленные человеком цели, образованные им намерения,
принятые им решения приобретают побудительную силу, то есть становятся
мотивами его поведения [54].
Материалы, полученные при изучении произвольного поведения
дошкольников, показали, что умение образовывать намерения и действовать в
соответствии с ними возникает лишь на определенном этапе онтогенетического
развития и требует руководства и воспитания.
Первоначально функция намерения была эффективна в случаях, когда
ребенку надо воздержаться от какого либо поступка, чем в случаях, когда ему
требуется выполнение некоторой деятельности по достижению поставленной
цели. Изучение условий, принятие и осуществление намерения детьми разных
возрастов, проведенное J1.C. Славиной, раскрыло некоторые, имеющие здесь
место, закономерности. Прежде всего, стало попятным, почему дети
дошкольного возраста, осуществляя намерения, связанные с одноактным
поступком и одноактным воздержанием, не могут длительно действовать по
намерению. Анализ результатов показал, что в первом и во втором случаях
действую!' во многом разные психологические механизмы. JI.C. Славиной было
показано, что решающее значение имеет то обстоятельство, что намерения
образуется у ребенка до того, как актуализировалась та потребность, которая
должна быть преодолена. Если же намерения образуются с запозданием, оно
чаще всего не может сдержать напора уже действующей потребности.
Следовательно, выигрыш в борьбе разноправленых мотивационных тенденций
вэтом случае будет на стороне той из них, которая оказалась сильнее. При этом
47
1...,37,38,39,40,41,42,43,44,45,46 48,49,50,51,52,53,54,55,56,57,...294
Powered by FlippingBook