Оценка распространенности и интенсивности кариеса зубов и
заболеваний пародонта проводилась на основании критериев, предложенных
ВОЗ [115].
У
всех
обследованных
проводилось
опре
индивидуального уровня интенсивности кариеса (ИУИК) по П.А.Леусу [94].
Процент редукции кариеса зубов, характеризующий эффективность
проводимых мероприятий, оценивали исходя из абсолютной величины вновь
развивающихся кариозных дефектов в группе сравнения детей (К) к числу
кариозных дефектов у дошкольников из группы профилактики (П) [80, 152]:
Оценка эффективности проведенных мероприятий у дошкольников
проводилась с периодичностью: через 6 месяцев, через 1, 1,5 и 2 года.
2.3. Педагогические и социологические методы
В литературе имеются данные о том, что правильные убеждения,
поступки, а также умения и навыки, направленные на сохранение и
поддержание здоровья и профилактику заболеваний полости рта, формируются
благодаря полученной информации и знаниям [9, 15, 33, 77, 88, 112, 113, 130,
153, 166]. Поэтому мы попытались выявить информативность и уровень
гигиенических знаний у детей, родителей, воспитателей и медицинских
работников ДОУ, а также
выработать мотивацию, которая приведет к
поступкам, направленные на сохранение и поддержание своего здоровья, и
профилактику заболеваний полости рта, с учетом особенностей детского
возраста, а также уровням информативности и знаний. Вышеизложенное можно
выразить схемой, в которой прослеживается механизм нравственного
воспитания детей дошкольного возраста [67, 90, 136]:
информация
—>
знания -» представления
—>
мотив
—>
чувства и
отношения
- >
навыки и привычки -> поступки и поведение = качество
53