отмечает З.М.Богуславская, оказались более действенными, чем мотивы любой
другой продуктивной практической деятельности [10].
Исследования отечественных психологов в области проблемы
мотивирующих факторов деятельности показали, что в специфических видах
практической и игровой деятельности дошкольника, мотивирующие процессы
связаны не только с процессуальным, но и результативным аспектом
деятельности. В связи с этим отмечается значительная роль мотивационных
установок результативного характера [24, 169, 184].
Многие отечественные психологи считают, что мотив игрового
действия лежит не в результате действия, а в самом процессе. Это справедливо,
как отмечал А.Н.Леонтьев, не только для ребенка, но для любой игры вообще.
С возрастом игра развивается, и к концу дошкольного периода возрастает
удельный вес игр с правилами, спортивных игр, для которых характерно четкое
выделение того результата, который достигается в игре. Таким образом,
научные данные психологов позволяют считать, что результат деятельности,
благодаря своей мотивирующей функции, способствует правильной
организации всей деятельности, придает ей определенную направленность,
способствует формированию волевых усилий ребенка, является стимулом для
осуществления последующих конкретных действий [5, 49, 90, 183].
В научной психолого-педагогической литературе имеется ряд работ, в
которых
отмечается
мотивирующая
функция
результата
действия.
П.Я.Гальнерин, анализируя основные эволюционные уровни действия,
показывает, что на уровне физиологического действия организм заинтересован
в определенных результатах действия, а сами результаты выполняют
регулирующую функцию в исполнении действий. По данным исследования
А.М.Фонарева, результат действия утрачивает формирующиеся у ребенка
способы сенсорных и предметных действий. Именно этим объясняется
зрительно-слуховой поиск результатов в сфере сенсорных действий, который
возникает уже на первом месяце жизни [10, 106, 123, 173].
44