совершенствование навыков с учетом особенностей мотивации детей
дошкольного возраста [100, 101, 142, 164, 167].
1.3. Психологические особенности мотивации детей дошкольного
возраста
Мотивационная сфера человека изучалась с древних времен и в
*
настоящее время вопрос о внутренних побудителях поведения человека
продолжает неуклонно занимать ученых, что приводит к построению
различных гипотез. Сложность и многоаспектность проблемы мотивации
обуславливает множественность подходов к пониманию ее сущности, природы,
структуры, механизмов, к методам ее изучения [4, 5, 10].
В отечественной психологии в трудах JI.C. Выготского, А.Н. Леонтьева,
В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна, Д.Н. Узнадзе были определены основные
ориентиры для разработки проблематики мотивации и ее конкретно
психологических исследований. Вместе с тем в научной литературе
наблюдается разночтения понятия «мотивация». Мотивация определяется в
одном случае как совокупность факторов, определяющих поведение, в другом -
как система мотивов, в третьем - как побуждение, вызывающее активность
организма и
определяющее ее направленность.
Мотивация также
рассматривается как процесс психологической регуляции конкретной
деятельности, как процесс действия мотива, как процесс формирования мотива,
как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность.
Все определения мотивации можно отнести к двум направлениям. Первое -
рассматривает мотивацию со структурных позиций, как совокупность факторов
или мотивов. Второе направление рассматривает мотивацию не как статичное,
акак динамичное образование, как процесс [30, 90].
36