дошкольников вырабатываются тесные связи между знаниями, уровнем
гигиены полости рта, привычками в рациональном питании и снижении
стоматологической заболеваемости. Причем, участие в воспитательной
программе родителей и педагогов дает наилучшие результаты [20, 52, 68, 79,
109].
Минимальной программой гигиенического воспитания является обучение
родителей и самого ребенка необходимому объему навыков по поддержанию
гигиенического состояния полости рта. Максимальной - организация
воспитания родителей и детей, выработка у детей сознательного отношения к
гигиеническим мероприятиям самого широкого плана (питание, физическое
развитие, закаливание, правильный режим дня и т. д.) в последующей жизни,
добиться создания в каждой семье условий здорового образа жизни.
Ведущие формы работы с родителями - убеждения и пропаганда, тогда
как основа способа воздействия на ребенка - обучение с повседневным
повторением при обязательном личном примере взрослых на основе их
добровольного и заинтересованного сотрудничества с медицинскими
работниками. Поэтому главным объектом гигиенического обучения и
воспитания являются родители, воспитатели, педагоги, объединенные одними
усилиями и задачами по воспитанию ребенка. У последнего тем легче
формируются навык, переходящий в стойкую привычку как обязательный
элемент личной гигиены, чем меньше его возраст. Необходим постоянный
контроль за качеством выполнения гигиенических рекомендаций с целью
превратить умения в навыки, закрепить их и сформировать у ребенка
гигиенические привычки [79, 102].
Гигиеническое воспитание начинается с периода беременности женщины
и затем на протяжении всей дальнейшей жизни ребенка с соблюдением
преемственности форм и методов, периодической повторяемости элементов
воспитания детей родителями, воспитателями, учителями, врачами [17, 25, 26,
39,56, 66, 79, 99, 112, 134].
29