необходимо проводить обучение гигиене полости рта детей дошкольного
возраста [17, 19, 21, 27, 34, 71, 112, 114, 115, 125, 153, 167, 168].
Г.Н.Пахомов и П.А.Леус, информируя о результатах заседаний рабочей
группы Европейского регионального бюро ВОЗ «Планирование, внедрение и
оценка стоматологических компонентов в проектах по неинфекционным
заболеваниям», подчеркивают, что «основное внимание при внедрении
интегрированных
программ
профилактики
уделяется
мероприятиям,
способствующим преодолению привычек, вредных для здоровья» [25, 93, 94,
115, 127, 133, 160].
Программа первичной профилактики стоматологических заболеваний не
может быть решена без санитарного просвещения. ВОЗ сформулировала общие
принципы санитарного просвещения в стоматологических программах:
включение просветительных компонентов в каждую стоматологическую
процедуру и просвещение персонала, участвующего в профилактике [8, 89, 115,
155, 182, 188].
Необходимость санитарного просвещения населения, как основы любой
профилактической программы, обусловлена низкой санитарной культурой, что
является фактором риска в возникновении стоматологических заболеваний [52,
60, 152, 153, 155, 199].
Санитарное просвещение должно начинаться в ранние сроки
беременности врачами-стоматологами и акушером-гинекологом женской
консультации. Выделяют три этапа гигиенического обучения и воспитания:
работа с будущими матерями в женской консультации; занятие школы
материнства в родильном доме, занятие в комнате здорового ребенка в детской
поликлинике. Необходимость обучения будущих матерей обусловлена низким
уровнем знаний по вопросам стоматологической профилактики [8, 25, 26, 55,
117, 139, 159, 207].
22