чем раньше, тем лучше. К сожалению, современный социальный статус России
не позволяет говорить о массовости гигиенической культуры, что усложняет
работу врача стоматолога, так как очень сложно и трудно ухаживать за зубами
ребенка, который не знаком с ритуалом чистки зубов. К такому выводу
стоматологи
пришли
неслучайно,
ибо
термин
«функциональная
безграмотность» все чаще звучит как характеристика современного человека.
Социологи считают функционально неграмотным человека, не способного
выполнять свои элементарные общественные и жизненные обязанности.
Именно на жизненные обязанности как взрослые, так и дети не находят
времени, а чаще не желают его найти, так как отсутствует мотивация. Зубы не
чистят родители, а значит, дети не получают положительного примера. Если
родители не акцентируют внимание на гигиене, не учат ребенка чистить зубы, в
семье не привит культ гигиены и чистоты, то отсутствуют зубные щетки и
паста, ребенок не только не имеет зрительную и слуховую мотивации, но и
понятия о необходимости соблюдения регулярного выполнения гигиенических
ритуалов. Сегодня сделаны попытки дать ребенку мотивированные формы
гигиенического воспитания, поэтому с уверенностью можно сказать, что
качество чистки зубов зависит от мотивации. Чувство гладкости зубов,
получаемое в результате проводимой гигиены полости рта, и индикация
зубного налета определяют время, технику, качество чистки зубов и являются
критериями самоконтроля, одного из важных психических новообразований.
Именно чувство гладкости зубов позволяет закрепить желание качественно
чистить зубы [99, 100].
Дети, их родители, воспитатели и медработники должны иметь
достаточно сведений о значении гигиены полости рта, о заболеваниях зубов и
тканей пародонта, о здоровье, чистоте и культуре, чтобы эти знания служили
мотивацией к своевременному уходу за полостью рта (лечение, профилактика и
гигиена) [101].
25