полости рта у всех членов семьи, а приобретенные навыки оказались очень
долговременными [15].
Изучая роль семьи в профилактике стоматологических заболеваний,
О.В. Бурудина, В.Я. Самоделкина и Н.Н. Попова разработали программу,
основанную на принципах самообучения и самоконтроля состояния зубов,
тканей пародонта и гигиены полости рта. Работа по использованию этой
программы была ориентирована на семью с целю формирования семейной
традиции соблюдения гигиены полости рта и закрепления соответствующих
навыков всеми членами и главным образом у детей. В программе участвовали
семьи с детьми младшего школьного возраста. Редукция кариеса через год у
данного контингента составила 25,8%, а к концу второго - 20,1%. Программа,
ориентированная на семью, имеет реально определяемые результаты, а также
отмечается возрастающая роль семьи в повышении ответственности за
состояние здоровья всех членов и, прежде всего детей [20, 132].
Формирование основных привычек, определяющих стереотип поведения
взрослого, происходит в детстве. При этом основная «нагрузка» приходится на
дошкольный период, хотя определенную коррекцию поведения можно
осуществить и в младшем школьном возрасте [100, 101].
Значимость отдельных компонентов гигиенического воспитания в
различные возрастные периоды отличаются. Так, на первом году жизни, когда
словесное общение с ребенком затруднено, основную роль играет контроль за
его поведением и предупреждение нежелательных действий. По мере развития
речи и совершенствования двигательных навыков малыша обучение его
основам культурного поведения, аккуратности и опрятности осуществляется не
только на личном примере, но и подкрепляется словесно [20, 31, 56, 60, 81,
165].
Одним из условий эффективности проведения гигиенического
воспитания
в
ДОУ
является
поэтапное
расширение
знаний
и
35