Также необходимо дифференцировать формы в зависимости от
возрастных и психофизиологических особенностей ребенка. Основным
содержанием гигиенического обучения и воспитания, направленного на
предупреждение стоматологических заболеваний, является решение четырех
задач:
1) обучение правильному уходу за зубами;
2) ограничение употребления углеводов;
3) предупреждение вредных привычек;
4) воспитание у ребенка осознанного отношения к лечению зубов,
понимания значения здоровых зубов и здоровья в целом.
Рациональная гигиена полости рта подразумевает ежедневную чистку
зубов утром и вечером после приема пищи. Движения, совершаемые щеткой,
должны иметь направления от десны к краю зуба: верхние зубы с передней и
задней поверхности необходимо чистить сверху вниз, нижние - снизу вверх.
Жевательную поверхность боковых зубов следует очищать движениями щетки
от боковых зубов к передним (возвратно - поступательные). Заканчивать
процедуру следует круговыми движениями зубной щетки вдоль сомкнутых
зубов и десен. Необходимо помнить о том, что щетка должна одновременно
покрывать 2-3 зуба, поэтому для качественной очистки всего зубного ряда надо
его разделить его на участки. У детей 3-6 лет челюсть делят на 5 участков [46,
114,128].
Для профилактики кариеса имеется ряд перспективных путей снижения
кариесогенной роли углеводов: уменьшение потребления и снижения частоты
приема, уменьшение времени пребывания углеводов в полости рта, замена
метаболизируемых углеводов на неметаболизируемые в полости рта,
устранение свободных углеводов путем их ферментативного расщепления или
ограничение возможности их метаболизма [11, 140, 147, 189, 197, 199].
Для реализации этих путей В.К. Леонтьевым был предложен термин —
«культура потребления углеводов» в виде четырех правил:
30