Диссертация. Гарифуллина А.Ж. Повышение эффективности профилактики стоматологических заболеваний у дошкольников путем усиления мотивации к гигиеническому обучению и воспитанию - page 46

расширения мотивационной сферы ребенка, ставилась проблема иерархизации
мотивов. Однако А.Н.Леонтьев раскрыл одно из условий, способствующих
рождению новых мотивов (практический интерес), но не раскрыл ни причин, ни
процесса их формирования.
Дальнейшее экспериментальное изучение потребностей и мотивов
проводилось в лаборатории формирования личности в Институте общей и
педагогической психологии под руководством Л.И.Божович. Тематика
сотрудников лаборатории была направлена на обучение учебной деятельности.
В результате исследования было установлено, что учебная деятельность
младших школьников побуждается целой системой разнообразных мотивов.
Для детей разного возраста и для каждого ребенка не все мотивы имеют
одинаковую побуждающую силу. Одни из них являются основными, ведущими,
другие - второстепенными, побочными, не имеющими самостоятельного
значения. Последние всегда, так или иначе, подчинены ведущим мотивам. Все
эти мотивы учения были подразделены Л.И.Божович на две большие категории.
Одни из них связаны с содержанием самой учебной деятельности и процессом
ее выполнения; другие - с более широкими возможностями ребенка с
окружающей средой. К первым относится познавательные интересы детей,
потребность в интеллектуальной активности и во владении новыми умениями,
навыками, знаниями; другие связаны с потребностями ребенка в общении с
другими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ребенка занять
определенное место в системе доступных ему общественных отношений [10].
Исследование Л.И.Божович показало, что обе эти категории
необходимы для успешного осуществления не только учебной, но и любой
другой деятельности. Мотивы, идущие от самой деятельности, оказывают
непосредственное воздействие на субъекта, помогая ему преодолевать
встречающиеся
трудности,
препятствующие
целенаправленному
и
систематическому ее осуществлению. Функция другого вида мотивов совсем
иная - будучи порождены всем социальным контекстом, в котором протекает
46
1...,36,37,38,39,40,41,42,43,44,45 47,48,49,50,51,52,53,54,55,56,...294
Powered by FlippingBook