Определение уровня сформированности гигиенического навыка по уходу
за полостью рта у детей дошкольного возраста осуществлялось путем изучения
навыков по уходу за полостью рта в рассказах детей, наблюдения за
выполнением элементов в повседневной жизни и хронометрировании времени
чистки зубов. Нами были разработаны критерии оценки степени
сформированности навыков по уходу за полостью рта у детей дошкольного
возраста. Наблюдения фиксировались в специально разработанной нами карте
(приложение 4). Было проведено - пять наблюдений: до, через 6 месяцев, 1, 1,5
и2 года.
Для изучения информированности детей по вопросам гигиены нами
совместно с доцентом кафедры педагогики и психологии детства ОмГПУ Ж.Н.
Тельновой была составлена специальная анкета-беседа для детей дошкольного
возраста (приложение 2).
Учитывая
возрастную
особенность
детей,
интервьюирование
проводилось в форме беседы, в ходе которой при большинстве ответов
использовались наглядные пособия (картинки, муляжи, модели челюстей и
т.д.). Беседа проводилась в отдельной комнате с каждым ребенком
индивидуально. Для чистоты эксперимента опрос проводили воспитатели и
помощники воспитателя, опираясь на вопросы составленной анкеты. Это
предупреждало скованность детей при ответах, а также правдивость ответов.
Анкета-беседа состоит из 13 вопросов. С их помощью мы попытались
установить уровень знаний детей дошкольного возраста о назначении зубов, о
рациональном питании, об отношении к стоматологу. Варианты ответов детей
фиксировались в специально разработанных нами таблицах (приложение 3) и
оценивались в группах по возрасту.
Для изучения роли в мотивации детей дошкольного возраста к
гигиеническому воспитанию, а также уровня гигиенических знаний
проводилось анкетное интервьюирование родителей, воспитателей и
54