k423 - page 78
78
Для
русского
мыслителя
характерно
стремление
ввести
в
свою
теоретическую
философию
нравственное
(
с
его
точки
зре
-
ния
–
практическое
)
начало
,
поскольку
«
жизнь
и
знание
едино
-
сущны
и
нераздельны
в
своих
высших
нормах
» [4,
с
.91].
Высокие
нравственные
качества
являются
,
по
Соловьёву
,
необходимым
условием
полноценной
теоретической
деятельности
.
Главное
из
них
– «
ненависть
ко
всякому
обману
», «
добросовестность
в
деле
мышления
и
познания
» [4,
с
. 91].
В
этом
требовании
умственной
добросовестности
нравственный
интерес
совпадает
с
теоретиче
-
ским
.
Истина
коренится
,
полагал
Соловьёв
,
в
абсолютно
сущем
,
которое
есть
«
альфа
и
омега
,
единое
и
всё
,
начало
и
конец
» [3,
с
.
371].
Соответственно
этому
познание
понималось
им
как
едино
-
временный
акт
мистического
озарения
.
Ни
эмпиризм
,
ни
рацио
-
нализм
,
ограниченный
рамками
логического
мышления
,
не
дают
такого
знания
:
они
только
соприкасаются
с
объектом
,
не
прони
-
кая
в
него
.
Поэтому
знание
,
даваемое
ими
,
является
внешним
и
относительным
.
Для
того
чтобы
раскрыть
абсолютную
(
в
пони
-
мании Соловьёва
–
неизменную
)
истину
,
необходимо
установить
внутренний
контакт
с
«
всеединым
»,
а
этого
можно
добиться
лишь
при
помощи
непосредственного
внутреннего
интуитивного
созерцания
.
Соловьёв
не
отвергает
целиком
рационализм
и
эмпи
-
ризм
,
а
включает
их
как
подчинённые
моменты
в
более широкое
понятие
«
цельного
знания
».
Это
–
основная
категория
гносеоло
-
гииСоловьёва
. «
Всеединство
»
постигается
посредством
«
цельно
-
го
знания
».
Учение
о
нём
,
вместе
с
онтологическим
аспектом
принципа
«
всеединства
», –
является фундаментальной
идеей
рус
-
ского
философа
.
Характеризуя
общие
признаки
цельного
,
полно
-
го
знания
(
или
«
свободной
теософии
вообще
»),
Соловьёв
считал
,
что
оно
есть
знание
,
имеющее
предметом
истинно
-
сущее
в
его
объективном
проявлении
,
целью
–
внутреннее
соединение
чело
-
века
с
истинно
-
сущим
,
материалом
–
данные
человеческого
опы
-
та
во
всех
его
видах
(
а
не
только
в
виде
научного
опыта
),
основ
-
ной
формой
своей
имеющее
умственное
созерцание
(
интуицию
),
связанную
в
систему
посредством
логического
мышления
и
,
на
-
конец
,
деятельным
источником
(
производящей
причиной
) –
дей
-
ствие
высшихидеальных
существ на человеческий
дух
[2,
с
. 477].
1...,68,69,70,71,72,73,74,75,76,77
79,80,81,82,83,84,85,86,87,88,...340