k423 - page 80
80
ны
XIX
века
как
непреложная
истина
.
Эта
истина
признавалась
в
равной
степени
,
как поклонникамиПетра
–
западниками
,
так и
его
противниками
–
славянофилами
.
В
самом
деле
,
изменились
ли
об
-
раз
мысли
,
натура
и
привычки
какого
-
нибудь
старого
боярина
Буйносова
от
того
,
что
он
остриг
бороду
и
,
кряхтя
,
отдуваясь
и
ворча
,
облачился
в
иноземное
узкое
платье
?
Действительно
ли
Петр
и
его
эпоха
были
перерывоммежду
старой
и
новойРоссией
?
Действительно
ли
культура
новой
России
пошла
целиком
за
Запа
-
дом
,
оборвав
традициии
зачеркнув
всенаследие
старойРуси
?
Вопрос
о
том
,
что
процессы
,
происходившие
приПетре
,
мог
-
ли
совершиться
и
без Петра
,
поставил
еще
в
XVIII
веке
историк
М
.
М
.
Щербатов
.
Он
высчитал
,
что
для
проведения
таких
реформ
без Петра
понадобилось
бы
семь
поколений
и
что
тогда
преобра
-
зование
в
России
закончилось
бы
только
в
1892
г
.
В
известном
смыслеЩербатов
был
прав
.
Исторические
процессы
без
выдаю
-
щихся
исторических
личностей
не
изменили
бы
своего
направле
-
ния
,
но были
бы
сильно
замедлены
[6,
с
. 350-356].
В
данном
случае
был
бы
замедлен
процесс
перехода
русской
культуры
от
средневекового
типа
к
типу
культурыНового
време
-
ни
.
Однако
сами
исторические
личности
,
как
известно
,
находятся
под
влиянием
закономерных
процессов
,
происходящих
в
общест
-
ве
.
В
этом
смысле
и
личностьПетра
в
качестве
своеобразного
ус
-
корителя
процесса
перехода
русской
культуры
к
типу
культуры
Нового
времени
была
порождением
моды
XVII
века
на
всё
«
фряжское
»,
т
.
е
.
иноземное
.
Уточняя
,
мы
могли
бы
сказать
,
что
он
со
всеми
его
противоречивыми
чертами
,
был
порождением
русского
барокко
конца
XVII
века
,
в
котором
особенно
сильны
были
ренессансные
явления
:
склонность
к
просветительству
и
реформаторству
,
научное
отношение
к
миру
,
барочный
«
демо
-
кратизм
»,
синтез
наук
,
ремесел
и
искусств
,
характерная
для
рус
-
ского
барокко
энциклопедичность
образования
,
барочное
пред
-
ставление
о
государственности
и
долге монарха
перед
своей
дер
-
жавой
и
ее
подданными
,
понимание
истории
как
цепи
историче
-
ских
событий
и
поступков
,
чувствительность
к
западным
,
евро
-
пейским
влияниями
т
.
д
.
Даже
сама
мысль
Петра
о
переходе
просвещения
из
одной
страны
в
другую
по
часовой
стрелке
,
высказанная
им
в
его
речи
при
спуске
корабля
«
Илья
пророк
»,
была
типично
бароч
-
1...,70,71,72,73,74,75,76,77,78,79
81,82,83,84,85,86,87,88,89,90,...340