k423 - page 21

21
пылить
Богородицы
,
которая
ходит
по
избам
,
еще
накануне
по
-
этому
промывают
полы
в
избах
» [10,
т
. 1,
с
. 234].
В
русских
заго
-
ворах
,
при
частом
упоминании
Богородицы
,
всплывает
,
хотя
и
в
искаженныхформах
,
имяМарины
.
С
.
Н
.
Булгаков
также
отмечает
,
что
«
язычество
вовсе
не
так
далеко
отстоит
от
христианства
,
как
принято
думать
»
и
что
архаичная
«
Мать
-
Земля
оказалась
мате
-
рьюМатериБога
» [12,
с
. 239, 281].
Г
.
Федотов
говорит
о
том
,
что
«
русская
религиозность
таит
в
себе
и
неправославные
пласты
,
а
еще
глубже
под
ними
пласты
языческие
,
причудливо
перепле
-
тенные
с
народной
верой
» [13,
с
. 11],
причем
на
материале
ду
-
ховных
стихов
он
показывает
,
что
народная
вера
представляет
собой
не
механическое
смешение
,
не
функциональное
распреде
-
ление
элементов
язычества
и
христианства
,
а
нерасторжимый
сплав
,
представляющий
качественно
иное
духовное
образование
,
чем
ортодоксальное
христианство
,
сплав
,
где
преображенное
язычество
стало
необходимой
частью
мировоззренческой
систе
-
мы
.
Поклонение
Богородице
и
Матери
-
земле
есть
«
сердцевина
русской
народной
религиозности
».
Богородица
вобрала
в
себя
все
,
что
было
способно
к
христианскому
преображению
в
древ
-
ней
религии
земли
,
однако
,
материнство
имеет
не
одно
этическое
значение
жалеющей
любви
;
с
ним
выступает
и
древнее
религи
-
озное
начало
плодородия
,
из
которого
вырастает
этика
родовой
жизни
.
Впрочем
,
все
страстное
, «
паническое
» –
все
следы
языче
-
ского
Ярилы
элиминированы
из
народного
понимания
земли
.
Ее
красота
является
бесстрастной
,
скорбной
,
матерински
-
женственной
,
под
глубоким
влиянием
церковного
образа Богома
-
тери
.
Мать
-
земля
этизируется
настолько
,
что
становится
сама
,
подобно
Богородице
,
хранительницей
нравственного
закона
[13,
с
. 118].
Итак
,
Мокошь
важный
персонаж
восточнославянского
пан
-
теона
.
Она
жена
Громовержца
,
верховного
бога
,
но
за
измену
мужу
она
была
свергнута
с
небес
в
преисподнюю
.
Мокошь
игра
-
ла
важную
роль
,
имея
широкий
круг
обязанностей
,
затрагиваю
-
щих
наиважнейшие
сферыжизни
людей
,
со
временем
они
,
прав
-
да
,
сузились
до
покровительства
лишь женским
домашним
рабо
-
там
.
Мокошь
обладала
двойственными
чертами
:
она
ассоцииро
-
валась
и
с
огнем
,
и
с
водой
,
имела
отношение
и
к
возвышенно
-
стям
,
к
верховьям
рек
,
и
к
болотам
,
к
колодцам
.
Мокошь
покро
-
1...,11,12,13,14,15,16,17,18,19,20 22,23,24,25,26,27,28,29,30,31,...340
Powered by FlippingBook