30
[3, c.225].
Авторы
заметки
«
Живой
фотограф
»
в
оренбургском
журнале
«
Шура
»
в
1909
году называли
кинематограф
–
учителем
,
которыйускоряет прогресс ипризывает
к
вернойдороге
[4, c.142-
143].
Как
примеры
прогресса
и
высокой
культуры
в
образованных
кругах
рассматривались
различные
странымира
:
как
европейские
державы
,
так
и
мусульманская Османская
империя
,
и
даже
Япо
-
ния
.
Страна
восходящего
солнца
,
как
известно
,
с
середины
XIX
века
совершила
колоссальный
рывок
вперед
,
сделав
упор
,
в
ос
-
новном
,
на
развитие
науки
и
техники
.
Японское
общество
было
ориентировано
на
Запад
,
у
них
наблюдался
отход
от
норм
тради
-
ционного
общества
.
Задаваясь
вопросом
,
в
чем
секрет
японского
чуда
,
многие
татары
сходились
на
том
,
что
все
дело
в
просвеще
-
ниииисполнительности
[5, c.87].
Общественно
-
реформаторская
деятельность
духовенства
и
предпринимательства
,
культурная
работа
светской
интеллиген
-
ции
и
противодействие
им
со
стороны
кадимистов
–
к
этим
во
-
просам
достаточно
часто
обращались
в
отечественной
и
зарубеж
-
ной
историографии
,
особенно
на
современном
этапе
[6, 7, 8
и
др
.].
Но
за
пределами
научных
исследований
оставались
до
не
-
давнего
времени
внутренние мотивы
и
действия
произошедших
в
татарском
обществе
перемен
.
Изучение
этого
вопроса
стало
воз
-
можно
в рамках
концепцииисторииповседневности
[9].
Обращение
к
данной
проблематике
было
связано
с
тем
,
что
культурные
преобразования
татарского
общества
и
соответст
-
вующие
перемены
в
мировоззрении
были
тесно
связаны
с
внеш
-
ними
атрибутами
(
одеждой
,
культурой
питания
,
домашним
ин
-
терьером
и
т
.
д
.),
неслучайно
некоторыми
литераторами
начала
XX
века
высмеивалась
именно
внешняя
сторона
прогрессивности
татар
.
Например
,
Фатих Амирхан
писал
о
своем
младшем
брате
,
что
тот
«
каждый
день меняет
галстуки
,
чтобы
показать
свою
про
-
грессивность
» [10, c.244].
В
рассказе
этого же
писателя
,
который
носил
красноречивое
название
«
Как
способствовать
прогрессу
нации
»,
содержится
подробное
описание
внешнего
вида
«
про
-
грессивного
»
шакирда
,
носившего
длинные
волосы
и
удлинен
-
ный
пиджак
.
Автор
подчеркивал
,
что
европеизированная
одежда
его
героя
сшита
портным
-
татарином
[11, c.26].
Действительно
,
с
распространением
среди
татар
-
мусульман
городской
моды
,
его