k423 - page 20

20
ного
выше
,
покровительницей
торговли
.
В
Новгороде
Великом
церковь Пятницы
на
торгу
была
построена
в
1207
году
.
В
конце
XII –
начале
XIII
века
церковь Пятницы
на
торгу
была
создана
в
Чернигове
.
ВМоскве
вОхотном
ряду
существовала
церковьПят
-
ницы
.
Кроме
того
,
торговым
,
базарным
днем
на
Руси
с
незапа
-
мятных
временбыла пятница
.
Кроме
связи
с
Мокошью
,
культ
Пятницы
связан
со
святой
Параскевой
покровительницей
женщин
и
женских
работ
, «
бо
-
жественной
повивальной
бабкой
,
имеющей
отношение
к
святым
целебным
источникам
и
колодцам
» [6,
с
. 119],
культ
которой
с
XII-XIII
веков
начал
вытеснять
культ Мокоши
.
В
читьях
-
минеях
повествуется
,
что
родители
ее
всегда
чтили
пятницу
как
день
страдания
и
смерти
Спасителя
,
за
что
и
даровал
им
Господь
в
этот
день
дочь
,
которую
и
назвали
Параскевой
,
т
.
е
.
Пятницей
»
[10,
т
. 1,
с
. 234].
Церкви
,
освященные
в честь
ее имени
,
до
сих пор
называются
пятницкими
. 28
октября
(
день Пятницы
Льняницы
)
под
иконуПараскевы
поселяне
клали
разные
плоды
и
хранили
их
до
следующего
года
.
С
принятием
христианства
на
христианских
святых
были
пе
-
ренесены
культы
языческих
божеств
.
Однако
,
Богородица
не
входила
в
понятие
троицы
,
а
это
пришло
в
противоречие
с
народ
-
ными
языческими
культами
народов
,
в
то
или
иное
время
вос
-
принявших
христианство
.
Возможно
,
поэтому
на
Руси
на
протя
-
жении
нескольких
столетий
более
всего
строилось
церквей
в
честь
Богородицы
,
в
чем
проявился
древний
,
идущий
из
земле
-
дельческого
энеолита
культ
женского
божества
плодородия
.
Можно
проследить
преемственность
в
изображении
богини
пло
-
дородия
и
Богородицы
:
так
«
дебелые
матроны
палеолита
»
сме
-
нились
изображением
женщины
с
едва
обозначенными
призна
-
ками
беременности
,
у
которых
обычно
на
животе
оттиск
зерна
или
изображение
колоса
.
Иногда
живот
женщины
покрыт
маги
-
ческим
рисунком
из
четырех
квадратов
,
с
точками
на
каждом
их
них
(
символ
поля
с
семенами
).
Невольно
возникает
ассоциация
с
христианским
божеством
плодородия
богородицей
,
изображае
-
мой
нередко
так
,
что
на
ее
животе
показан
еще
не
родившийся
Иисус
[5,
с
. 48].
Афанасьев
также
отмечал
,
что
в
некоторыхмест
-
ностях
поверья
,
соединяемые
с
матушкой
-
Пятницей
,
относятся
к
Пречистой
деве
:
так
«
бабы
не
прядут
по
пятницам
,
чтобы
не
за
-
1...,10,11,12,13,14,15,16,17,18,19 21,22,23,24,25,26,27,28,29,30,...340
Powered by FlippingBook