k423 - page 17

17
о
гадании
,
ворожбе
.
Нетрудно
найти
аналогию
с
античными
бо
-
гинями
судьбы
мойрами
,
прядущими
нить
жизни
.
С
другой
стороны
,
по
второму
семантическому
ряду
слово
«
кошь
»
имеет
значение
корзина
,
плетеный
возок
для
снопов
,
известный
со
вре
-
мени
энеолита
, «
кошара
» –
плетенный
хлев
для
овец
[5,
с
.383].
То
есть
,
очевидна
двойственность
слова
«
кошь
».
С
одной
сторо
-
ны
,
связь
с
судьбой
,
жребием
,
с
другой
стороны
,
с
земледельче
-
ским
хозяйствоми
скотоводством
,
и
в
этомнет противоречия
,
так
как
для
славян
-
земледельцев
совершенно
естественно
было
соче
-
тать
в
одном
понятии
судьбу
и
урожай
.
Таким
образом
,
Мокошь
может
быть
осмысленна
как
«
Мать
хорошего
урожая
», «
мать
сча
-
стья
».
Об
этом же
может
свидетельствовать
,
судя
по
всему
,
изо
-
бражение
на
Збруческом
идоле
богини
с
рогом
,
которую
вполне
можноназватьМокошью
.
В
классическоймифологии
атрибутами
богинь
,
которые
сочетали
в
себе
покровительство
изобилию
с
влиянием
на
человеческие
судьбы
(
Греческая Тюхе
)
был
рог
изо
-
билия
,
связывающий
отвлеченное
абстрактное
понятие
счастли
-
вой
судьбы
с
конкретным
пониманием
обилия
урожая
и
проч
.
Та
-
койже была
,
судяпо
всему
,
и
славянскаяМокошь
.
Большой
интерес
представляет
контекст
,
в
которомМокошь
упоминается
рядом
с
Гекатой
в
«
Слове
об
идолах
»: «
мажут
Ека
-
тию
богиню
,
сию
же
деву
творят
,
и Мокошь
чтутъ
» [8,
с
.381].
Образ
Гекаты
в
античном
мире
эволюционировал
от
богини
-
повелительницы
Вселенной
и
покровительницы
человеческого
благосостояния
,
дарующую
удачу
в
делах
и
победу
в
состязани
-
ях
,
но
позднее
Геката
стала
восприниматься
как
мрачная
богиня
,
связанная
с
миром
мертвых
.
Возможно
,
Мокошь
уподоблялась
Гекате
,
так
как
в
текстах
стояла
,
как
правило
,
рядом
с
душами
мертвых
(
вилами
)
и
священной
собакой
.
И
нет
противоречия
в
том
,
что
сказано
о
близостиМокоши
с Гекатой
иМокоши
сТюхе
,
так
как
«
Тюхе
иГекату
объединяет причастность
к
плодородию
в
раннейфазе
развития
образа и
к
заклинанию
судьбы
,
гаданиями
о
судьбе
-
доле
впозднейфазе
» [5,
с
.386].
Мокошь
женское
божество
не
только
в
смысле
женского
характера
ее
образа
,
но
и
в
том
смысле
,
что
,
во
-
первых
,
почита
-
тельницами
ее
были
женщины
,
а
,
во
-
вторых
,
Мокошь
связана
с
чистоженскими
занятиями
:
работа
со
льном
,
пряжей
,
ткачеством
,
стрижкой
овец
и
т
.
п
.
По Олонецким
и Новгородским
данным
эт
-
1...,7,8,9,10,11,12,13,14,15,16 18,19,20,21,22,23,24,25,26,27,...340
Powered by FlippingBook