18
нографииМокошь изображалась
какженщина
с
большой
головой
и
длинными
руками
,
прядущая
по
ночам
в
избе
;
поверья
запре
-
щают оставлять
кудель
, «
а
тоМокоша опрядет
» [9,
с
.20].
Первоначальной
сферой
деятельности
богини
,
судя
по
всему
,
была
аграрная
сфера
,
о
чем
свидетельствуют многочисленные
эт
-
нографические материалы
,
прежде
всего
–
вышивки
русскогоСе
-
вера
.
В
вышивках
очень
част
мотив
богини
в
храме
,
где
во
всю
высоту
показанного
как
бы
в
разрезе
здания
изображен
идолМо
-
коши
с
опущенными
к
земле
руками
.
Календарно
эта
поза
богини
может
быть
приурочена
к
купальской
обрядности
(29
июля
),
то
есть
ко
времени
начального
созревания
колосьев
и
появления
первых
плодов
.
Мокошь
указывает
на
землю
,
уже
произрастив
-
шую
растения
,
тогда
как
в
вышивках
весенней
обрядности Мо
-
кошь
воздевает
руки
к
небу
,
прося
о
солнце
и
дожде
для
посеян
-
ных
семян
.
Таким
образом
,
Мокошь
–
богиня
земного
плодоро
-
дия
–
была
посредницей
между
небом
и
землей
.
С
этой
двойст
-
венностью
связано
изображение
Мокоши
-
Купалы
,
когда
голова
ее
нередко
увита
колосьями
,
колосья могли
изображаться
и
у
ног
богини
,
с
этим
можно
сопоставить
и
деталь
купальской
одежды
белорусских женщин
:
в
убранстве
главное
внимание
уделяли
го
-
лове
и
ногам
:
на
голову
надевали
голубой
войник
–
символ
неба
,
на
ногах
разукрашивались
чулки
и
подвязки
[5,
с
.128].
По
мне
-
нию
ряда
исследователей
,
с
этим
противопоставлением
небо
–
земля
связано
представление
об
«
отмыкании
»
неба
и
земли
свя
-
тымЮрием
,
Богородицей
в
поздней
традиции
или
другими
пер
-
сонажами
,
создающим
благоприятный
контакт
между
небом
и
землей
,
у
славян
этот
мотив
связан
с Мареной
(
одним
из
вопло
-
щений Мокоши
).
Открывать
и
закрывать
–
важнейшие
функции
женских
божеств
,
немалая
часть женских
персонажеймифологий
мира обладали
этой
способностью
.
Со
временем
,
однако
,
архаичный
культ
богиниМокоши
был
заслонен
культом
христианской
святой
Параскевы
Пятницы
(29
октября
).
Однако
культ
языческой
Пятницы
древнее
христиан
-
скойПараскевы
(
святойПетки
уюжных
славян
).
Культ Пятницы
служит
продолжением
женского
божества Мокоши
и
сохраняет
многие
черты
исходного
образа
.
Пятница
у
славян
–
персонифи
-
цированное
представление
нечетного
дня
недели
,
следующего
за
четным
днем
четвергом
,
посвященного
различным
ипостасям