k423 - page 19
19
Перуна
.
Таким
образом
,
в
паре
Четверг
–
Пятница
воспроизво
-
дится
более
древняя
пара Перун
–
Мокошь
.
А
пара Перун
–
Мо
-
кошь
,
как
отмечают
исследователи
,
сопоставима
с
другой
реже
реконструируемой
парой
Perun
ъ
– Per
y
n
ь
. Per
y
n
ь
–
жена
Громо
-
вержца
,
вернее
,
женский
вариант
того же
имени
,
она
находит
са
-
мые
точные
соответствия
в
других
архаичных
языческих
имифо
-
логических
индоевропейских
традициях
.
Таким
образом
,
сопоста
-
вимость
,
соотнесенность
горы
Перуна
(
и
,
следовательно
,
самого
Перуна
)
и
горы
перуновой
жены
–
Перыни
или Мокоши
может
считаться
как
свидетельство
той
стадии
эволюции
славянской
мифологии
,
когдаМокошь
находилась
на
томже
уровне мифоло
-
гической
системы
,
что
и Перун
,
и
,
вероятно
,
должна
была
пони
-
маться
как
член
его
семьи
–
жена
или
мать
[4,
с
.190].
Другой
этап
,
после
развенчания Мокоши
,
отражен
парами
Перунова
го
-
ра
–
Мокошино
болото
.
Соединение
женского
мифологического
персонажа
с
водой
и
пряжей
отражено
в
восточно
-
славянском
обычае
ставить
деревянные
скульптурки Пятницы
,
приносить
ей
жертвы
,
бросая
в
колодец
кудель
,
ткани
и
овечьюшерсть
.
Обряд
этот
называется
«
мокрида
»,
что
опять
-
таки
указывает
на
основу
mok- ,
от
которой
образовано
имя Мокоши
и
на
мотив
влаги
(
о
связи
ее
сМокошью
говорилось
выше
).
Кроме
того
,
верили
в
двенадцать
пятниц
,
которые
выступали
как
«
двенадцать
девиц
,
охраняющих
от
напастей
при
условии
,
что
их
чтили
постом
и
воздержанием
от
некоторых
работ
» [6,
с
.119].
Целый
ряд
относящихся
к
этому
запрету
(
особенно
прясть
и
ткать
)
рассказов
и
поверий
заставляют
думать
,
что
на Пятницу
были
перенесены
функции
какого
-
то
другого
божества
,
скорее
всего
,
богини
-
покровительницыженских
работ
,
то
естьМокоши
.
Так
по
народным
поверьям
по
пятницам
не
прядут
и
не
пашут
,
чтобы
не
запылить
матушку Пятницу
.
По
словамДуховного
рег
-
ламента
,
суеверы
уверяли
,
что
«
Пятница
гневается
на
не
празд
-
нующих
ее
дня
и
с
великим
на
оных
угроженьем
наступает
»
[10,
т
.1,
с
.233].
По
украинским
поверьям
,
Пятница
ходит
«
исколо
-
тая
иглами
и
изверченная
веретеными
(
до
XIX
века
на
Украине
был
обычай
«
водить
Пятницу
» –
женщину
с
распущенными
во
-
лосами
),
т
.
к
.
нечестивые
женщины
шьют
и
прядут
в
посвящен
-
ный
ей
день
» [11,
с
.450].
Пятница
считалась
,
кроме
всего
указан
-
1...,9,10,11,12,13,14,15,16,17,18
20,21,22,23,24,25,26,27,28,29,...340