29
пространство
.
С
одной
стороны
это
было
результатом
наступив
-
шей
буржуазной
эпохи
,
с
другой
,
связано
с
желанием
сохранить
религиозные
устои
общества
.
Татары
на
протяжении
всей
исто
-
рии
Российской
империи
в
разной
степени
становились
объектом
ассимиляционной
политики
государства
.
В
XIX
веке
наблюда
-
лись
более
завуалированные
попытки
русификации
:
открытие
инородческихшкол
,
русских
классов
примедресе
,
выпуск
право
-
славной
литературы
на
татарском
языке
и
т
.
д
.
На
таком
фоне
и
возникли
идеи
о
реформации
исламского
образа жизни
,
для
того
чтобы
он
больше
соответствовал
требованиям
времени
и
тем
са
-
мым
смог
противостоять
внешнему
натиску
.
В
конце
XIX –
нача
-
ле
XX
века
обозначались
два
лагеря
–
кадимисты
(
консерваторы
)
и
джадиды
(
реформаторы
).
Они
постоянно
полемизировали меж
-
ду
собой
.
Первые
ратовали
за
традиционные
устои
общества
,
вторые
приветствовали
реформы
.
В
джадидских
новометодных
медресе
применялся
звуковой
метод
обучения
,
в
учебной
про
-
грамме
помимо
религиозных
предметов
появилось
значительное
количество
светских
дисциплин
.
Поначалу
реформация
охватила
лишь
учебные
заведения
,
но
постепенно
она
проникла
и
в
другие
сферыжизнедеятельности
.
Повышение
общей
грамотности
населения
способствовало
тому
,
что
среди
татар
в
начале
XX
века
наблюдался
издательский
бум
,
появилось
множество
периодических
изданий
на
татарском
языке
.
Вопросам
образования
придавалось
огромное
значение
в
татарской
прессе
.
В
каждом
номер
газеты
или
журнала
встреча
-
лась
статья
,
поднимающая
проблемы
образования
мусульман
,
именно
с просвещением
связывалась
возможность национального
развития
и
прогресса
.
Кстати
,
термин
«
прогресс
»
стал
одним
из
самых
часто
употребляемых
в
начале
XX
века
.
Даже
в
сводках
жандармских
органов
джадидов
(
реформаторов
)
называли
му
-
сульманскимипрогрессистами
.
Практически
любые
культурные
формы
досуга
интерпрети
-
ровались
как
средство
для
достижения
национального
прогресса
.
Например
,
кадимисты
выступали
против
музыки
,
театра
и
кине
-
матографа
,
джадиды
и
светская
интеллигенция
настаивала
на
об
-
ратном
. «
Если
музыка
,
призывающая
к
прелюбодеянию
–
это
харам
,
то
музыка
,
зовущая
к
прогрессу
,
просто
обязательна
», –
писал
о
литературно
-
музыкальных
вечерах
поэт
Габдулла
Тукай