36
странством
.
Немаловажную
роль
в
формировании
этого
единого
пространства
и
консолидации
народовДагестана
сыграла
русская
интеллигенция
,
будучи
частью
системообразующей
нации
.
А
сам
процесс
его
формирования
был
неразрывно
связан
с
модерниза
-
цией
всех
сфержизниреспубликиДагестан
.
Следует
отметить
в
этом
контексте
,
что
русская
культура
не
только
не
разрушила
исконно
традиционную
культуру
республи
-
ки
,
а
наоборот
способствовала
появлению
,
по
выражению М
.
А
.
Ахмедовой
, «
некого
симбиоза
традиционной
национальной
куль
-
туры
,
взращенной
на
почве
русскоязычного
образования
и
новых
исторических
условий
» [3].
Целью
данной
работы
является
анализ
роли
русской
интел
-
лигенции
впроцессемодернизациидагестанского
общества
.
Первые
русские
поселения
в Дагестане
возникли
еще
в
сере
-
дине
XVI
в
.,
вокруг
военных
укреплений
.
В
XVIII
в
.
после похода
Петра
Великого
были
построены
укрепления
вдоль
побережья
Каспийского
моря
.
После
присоединения
Дагестана
к
России
в
XIX
веке
и
постройкижелезнодорожной
ветки
вПорт
–
Петровске
(
Махачкала
)
население
республики
значительно
пополнилось
притоком
русских
.
Более
половины
городских
жителей
были
православными
.
В
Темир
–
Хан
–
Шуре
(
Буйнакск
)
были
по
-
строены
:
женская
гимназия
,
начальное
городское
училище
,
цер
-
ковно
–
приходскаяшкола
,
две
еврейскиешколыи
библиотека
.
Вторая
половина
XIX
века
для
Дагестана
ознаменовалась
появлением
предпосылок
к
повороту
республики
в
сторону
«
ев
-
ропейского
развития
».
Русская
интеллигенция
того
времени
от
-
крыла
Дагестан
России
и
Западу
.
Именно
в
Дагестане
многие
ученые
и
люди
искусства
получилимировую
славу
,
раскрыв
свой
талант
.
Постепенно
начался
процесс формирования
местной
рус
-
скоязычнойинтеллигенции
.
Но
только
в
20-
е
– 30-
е
годы
прошлого
века
в
Дагестан
на
-
чался
массовый
приток
представителей
русской
интеллигенции
,
основная
часть
которой
была
представлена
учителями
.
Наиболее
острой
перед
новым
Советским
руководством
Дагестана
стояла
проблема
– «
безграмотности
»,
но
необходимо
учесть
,
что
здесь
под
безграмотностью
понимается
незнание
русского
языка
и
рус
-
ской
письменности
.
Большая
часть
горцев
до
утверждения
Со
-
ветской
власти
использовали
арабскую
письменность
,
это
было