k423 - page 44
44
иск
информации
сводился
к минимуму
.
Абитуриенты
,
как
прави
-
ло
,
ориентируются
на
известность
вуза
,
пренебрегая
нюансами
.
В
советские
и
постсоветские
времена
сложности
чаще
были
связа
-
ны
с
более
высокими
требованиями
в
вузах
России
.
Среди
тех
,
кто
обучался
в
последние
пять
лет
,
трудности
бытового
плана
становятся
приоритетными
,
а
в
адаптации
,
как
правило
,
помога
-
ют
«
свои
».
Учившиеся
в
советское
время
однозначно
положи
-
тельно
оценивают
свою
учебу
.
Кроме
того
,
казахстанские
выпу
-
скники
советского
времени
проходили
серьезный
конкурсный
отбор
,
и
это
влияло
на
общий
высокий
изначальный
стартовый
уровень
тех
,
кто
получал
образование
в
Р
C
ФСР
.
Бытовые
усло
-
вия
в
советское
время
вызывали
у
студентов
–
казахстанцев мало
нареканий
:
стандарты
проживания
в
СССР
тогда
были
везде
не
-
высокими
,
а
в
общежитиях
следили
за
состоянием
помещений
более
тщательно
,
чем
сейчас
.
Кроме
того
,
общежития
были
сре
-
доточием
студенческой
жизни
,
и
это
нивелировало
некоторые
неудобства
.
Среди
тех
,
кто
обучался
в
последние
пять
лет
,
пре
-
тензий
к
бытовым
условиям
больше
–
изменились
экономические
условия
жизни
в
Казахстане
,
появилась
реальная
альтернатива
учебе
в
РФ
.
Обучавшиеся
в
последние
пять
лет
в
престижных
ву
-
зах
в
целом
высокого
мнения
о
качестве
полученного
образова
-
ния
и
его
цене
.
Есть
и
более
сдержанные
отзывы
,
но
отрицатель
-
ных
почти
нет
.
Диплом
вуза
РСФСР
представлялся
казахстан
-
ским
выпускникам
советских
времен
знаком
качества
и
путевкой
в
жизнь
.
Среди
тех
,
кто
обучался
в
последние
пять
лет
,
наличие
российского
диплома
–
дополнительный
,
но
не
стопроцентный
шанс
найти
работу
.
В
советское
время
аспиранты
могли жить
на
стипендию
,
а
студенты
не
обходились
без
помощи
родителей
.
Но
и
в
РСФСР
студенты
подрабатывали
.
Среди
тех
,
кто
обучался
в
последние
пять
лет
,
подход
к
подработке
изменился
,
поэтому
ле
-
гальная
возможность
работать для
казахстанцев
актуальна
.
Требования
к
качеству
российского
образования
постепенно
растут
,
но
советские
позитивные
впечатления
все
еще
имеют
серьезную
силу
и
отчасти
подкрепляются
качеством
образования
ведущих
российских
вузов
.
При
этом
для
поддержания
своего
имиджа
в
глазах
казахстанцев
российское
высшее
образование
,
понашемумнениюнуждается
в
реформировании
.
1...,34,35,36,37,38,39,40,41,42,43
45,46,47,48,49,50,51,52,53,54,...340