k423 - page 16

16
Этимология
имениМокоши
все
еще
не
вполне
ясна
.
Некото
-
рые
видят
в немфинский
корень и
сближают
с названиеммордвы
мокши
(
Погодин
,
Аничков
).
Но
все же
,
кроме
созвучий
других
доказательств
в
пользу
этой
точки
зрения
они
не
приводят
,
при
-
чем
у
самой мордвы
-
мокши
такого
божества
нет
.
Иная
позиция
у
Токарева
,
Ильинского
,
Янича
,
которые
считают
это
имя
чисто
славянским
.
ТакИльинский
пытается
объяснить
имяМокоши
как
происходящее
из
балто
-
славянского
языка
,
связывая
его
с
серией
слов
,
коренное
значение
которых
«
плести
,
вязать
,
прясть
».
Пред
-
полагается
,
что
основное
этимологическое
имя
«
Мокоша
»
было
«
имеющая
отношение
к
пряже
» [6,
с
.120].
В
.
Н
.
Топоров
указыва
-
ет
на
противопоставлениеМокоши
с мужскими
богами
,
в
частно
-
сти
,
со
Сварожичем
,
которое
связано
с
противопоставлением
женского
,
ночного
,
влажного
мужскому
,
светоносному
,
огнево
-
му
.
Ночное
начало Мокоши
следует
из
этнографических
данных
(
изображение Мокоши
как женщины
,
прядущей
по
ночам
в
избе
и
т
.
п
.),
связьМокоши
с
отрицательным
,
влажным
предполагается
на
основании
некоторых
позднейших
текстов
,
гдеМокошь
связа
-
на
с
блудом
.
В
говорахПодмосковья
слово
«
мокосья
»
обозначало
женщину
легкого
поведения
.
Таким
образом
,
Мокошь
является
божеством
загадочнымипротиворечивым
.
Упоминание
этой
богини
встречается
во
многих
источниках
,
но
они
очень
отрывочны
и
кратки
.
Мокошь
упоминается
в
«
По
-
вести
временных
лет
»
под
980
годом
,
ее
имя
входит
почти
во
все
поучения
против
язычества
Х
I-
Х
IV
веков
.
Кроме
того
,
известны
этнографические
записи
XIX
века
о
вере
в Мокошь
на
русском
Севере
.
Однако
,
все
еще
не
ясна
не
только
этимология
имени
бо
-
гини
,
но
даже
его
орфография
.
Чаще
всего
встречаются
два
вари
-
анта
имени
:
Мокошь
или
Макошь
.
Составитель
Пискаревского
летописца
дает
сразу
обе формы
: «...
Макошь
илиМокошь
....
В
.
И
.
Даль
приводит
пословицу
,
из
которой
следует
акающее
произно
-
шение
: «
Бог неМакешь
чем
-
нибудь да потешит
« [7,
с
.291].
Еслиже
вновь
обратиться
к
анализу имениМокоши
,
то
слово
«
кошь
»
означает
«
жребий
» –
это
процесс
жеребьевки
[5,
с
.383].
Несомненна
близость
слов
,
обозначающих жребий
и
имя
богини
.
Учитывая
индоевропейскую
древность
слова
Ма
(
мать
),
можно
представить
Макошь
как
«
мать
счастливого
жребия
».
Русское
слово
«
кошь
»
употребляется
в
старых
памятниках
,
сообщающих
1...,6,7,8,9,10,11,12,13,14,15 17,18,19,20,21,22,23,24,25,26,...340
Powered by FlippingBook