14
Тенденция
эта
сохранилась
:
женскимперсонажам
славянской
мифологии
и
сейчас
уделяется
большое
внимание
,
но
все
же
не
-
достаточное
,
особенно
в
свете
теории
К
.
Г
.
Юнга
,
согласно
кото
-
рой
,
архетипВеликойМатери
имеет
даже
большее
значение
,
чем
предполагает
теория
матриархата
.
Во
всех
случаях
,
сквозь
позд
-
нейшую
искусственную
патриархальную
схему
проглядывают
черты
устойчивых
древних
представлений
о
космическом
жен
-
ском
божестве
,
оВеликойМатери мира
.
Мифология
подтвержда
-
ет
,
что
здесь мы
обращаемся
к
наиболее
древним
представлениям
человечества
о
мире
.
Архетип Прародительницыжизни
,
соответ
-
ствующий
женской
фигуре
Великой Матери
, –
это
самый
древ
-
ний
образ
мифологического
сознания
.
Он
символизирует
зарож
-
дениежизни
как
таковой
,
поэтому
этот
архетипмогуществен
,
так
как
связан
он
с
проблемой
истока жизни
.
И
лишь
в
первобытной
патриархальной
среде
и
в
условиях
дружинного
строя
государст
-
венности
,
когда
власть
принадлежит
мужчине
,
первичное
жен
-
ское
божество
утрачивает
свое
первенствующее
положение
и
в
генеалогии
,
и
в
действующей
системе
религиозных
представле
-
ний
.
Почитание
высшего
женского
божества
не
было
хронологи
-
чески
замкнутой
стадией
.
Начинаясь
где
-
то
в
незапамятные
вре
-
мена
,
этот
куль
Великой
Богини
постепенно
приобретает
черты
культа
земли
,
земного
плодородия
и
в
этом
виде живет
на
протя
-
жении
тысячелетий
.
И
все
многообразие
имен
этой
богини
,
до
-
шедшее
до
нас
,
свидетельствует
не
столько
о
различных
пред
-
ставлениях
,
сколько
о
повсеместности
их
,
о
втягивании
локаль
-
ных
божеств
в
создание
образа
Великой Матери
.
Исторические
корни
мифологического
образа
лежат
в
глубине
веков
,
поэтому
со
временем
происходит
не
столько
смена
божеств
,
сколько
вы
-
движение
рядом
со
старыми
нового
божества
.
Но
новым
оказы
-
вается
не
само
представление
о
божестве
(
оно
уходит
корнями
в
века
),
а место
этого
божества
.
Кроме
того
,
мифология
предлагает
много
вариаций
материнского
архетипа
,
который
обладает
некой
двойственной
природой
;
эту
двойственность К
.
Г
.
Юнг
обозначил
словами
«
любящая
и
ужасная
мать
» [3,
с
.218],
ибо
символы
дан
-
ного
архетипа могут
выступать
и
в
позитивном
значении
добра
,
и
в
негативном
смысле
зла
.
Таким
образом
,
языческой
богини
-