k422 - page 557
557
забвения
бытия
.
Хайдеггер
называет
такое
существование
«
неаутентичным
».
В
нем
мы
не
осознаем
себя
творцами
собственной
жизни
, «
спасаемся
бегством
», «
попадаем
в
ловушку
», «
унесены
в
«
никтовость
»..
Какое
отношение
ко
всему
этому
имеет
смерть
?
Ирвин
Ялом
отвечает
: «
Хайдеггер
отдавал
себе
отчет
в
том
,
что
только
благодаря
раздумьям
,
стойкости
и
«
скрежету
зубовному
»
не
перейти
из
состояния
забвения
бытия
в
более
просветленное
и
беспокойное
состояние
сознавания
бытия
.
Нужны
какие
-
то
неотвратимые
и
непоправимые
обстоятельства
,
определенный
«
экстремальный
»
опыт
,
который
вытряхивает
,
вырывает
человека
из
повседневного
способа
существования
в
состояние
сознавания
бытия
.
В
качестве
такого
опыта
смерть
превосходит
всё
остальное
:
смерть
есть
условие
,
дающее
нам
возможностьжить
подлиннойжизнью
»[8, c. 37].
Когда
смерть
отрицается
,
жизнь
суживается
,
обедняется
,
а может
быть
,
даже
теряет
смысл
.
Человек
,
отрицающий
смерть
,
пытается
не
думать
о
ней
,
подчиняясь
течению
эмпирической
обыденной жизни
и
,
в
конечном
счете
,
забывает
,
что
смерть
есть
«
величественный
акт
вечной
жизни
»,
дарующий
ему
самому
возможность понять и
осознать
то
,
что
понимает и
осознает
всякий
истинный
философ
–
что
жизнь
не
менее
таинственна
,
чем
смерть
,
что
смерть
и
страх
перед
ней
не
позволяет
человеку
потерять
себя
в
суете
,
посколькуживет
он
в
присутствии
вечности
. «
Если
бымы
помнили
, -
писалЛ
.
Н
.
Толстой
, -
что мы
умрем
,
вся
нашажизнь
получила
бы
совсем
другое
назначение
.
Человек
,
зная
,
что
он
умрет
через
полчаса
,
не
будет
делать
ни
пустого
,
ни
глупого
,
ни
,
главное
,
дурного
в
эти
полчаса
.
Но
полвека
,
которые
,
может
быть
,
отделяют
нас от
смерти
,
разве не
тоже
,
чтополчаса
?»
Список
литературы
1.
Бердяев
Н
.
А
.
О
человеке
,
его
свободе
и
духовности
/
Н
.
А
.
Бердяев
. -
М
.:
Московскийпсихолого
-
социальныйинститут
:
Флинта
, 1999. - 312
с
.
2.
Варава В
.
В
.
Метафизика
смерти
:
опыт
«
апофатической
рациональности
» //
Вопросыфилософии
. -2005. -
№
12. -
С
.77-93.
1...,547,548,549,550,551,552,553,554,555,556
558,559,560,561,562,563,564,565,566,567,...1098