548
В
статье
рассматриваются
отношения
философии
и
науки
,
как
феноменовдуховного
пространства
.
Утверждается
,
что
внутри
научного
пространства
могут
образовываться
лакуны
, «
темные
места
»,
прояснение
которых
внефилософскойрефлексиипредставляется невозможным
.
Ключевые
слова
:
философия
,
наука
,
рефлексия
,
лакуны
,
событиемысли
.
Два
вопроса
оказались
значимыми
для
русского
философа
Павла
Юшкевича
,
когда на
глаза
ему попалось
дерзкое
суждение
одного
автора
,
чье
имя
он
не
называет
,
суждениео
том
,
что
«
философия
была
наукой
древних
,
нашажефилософия
–
наука
».
Автор
явно не оставлялместа
дляфилософии
в
культурном
пространстве
,
полагал
,
что
она
принадлежит
прошлому
и
прошлому
весьма
далекому
,
а
все
надежды
человечества
связывал
с
наукой
.
Итак
,
два
вопроса
,
которые
надо
было
разрешить
,
во
-
первых
,
надо
ли
философиюделать
«
музейным
экспонатом
»
и
,
во
-
вторых
,
разорвана
ли
на
самом
деле
связь
между
философией
и
наукой
?
Мы
помним
,
что
своим
рождением
наука
обязана
философии
,
и
что
«
философия
первоначально
охватывала
<
собою
>...
почти
всю
сферу
теоретического
знания
»[7,
с
. 142],
что
усилиями
немецких
мыслителей
ей
пытались
придать
форму
строгой
науки
.
Да
и
в
самой
«
философии
есть
стремление
быть
наукой
»[2,
с
. 47].
Естественным
,
поэтому
,
было
возникновение
теорий
,
авторы
которых
полагали
,
что
«
философии
предстоит
раствориться
в
совокупности
положительных
наук
»[7,
с
. 143].
Однако
,
взаимоотношения
между
философиейинаукой
гораздо
сложнее
.
Для
тогочтобы
вести
разговор
о
взаимодействии
философии
и
науки
необходимо
остановиться
на
прояснении
самих
этих
феноменов
духовной
культуры
.
Не
смотря
на
то
что
и философия
,
и
наука
существуют
уже
очень
долгое
время
,
однозначного
определения
оба
эти
феномена
не
имеют
.
С
самого
момента
зарождения
философии
и
науки
оказалось
сложным
провести
четкую
грань
между
ними
.
По
убеждению
многих
выдающихся
исследователей
,
философия
невозможна
без
науки
,
точно
так же
как
и
наука