541
свобода
,
а
счастье
,
сытая
обеспеченность
и
внешняя
сила
,
авторитет
,
за
которыйможно
спрятаться
.
«
У
нас же
все
будут
счастливы
, –
говорит ВеликийИнквизиторХристу
,
–
и
не
будут
более
ни
бунтовать
,
ни
истреблять
друг
друга
,
как
в
свободеТвоей
повсеместно
.
О
,
мы
убедим
их
,
что
они
тогда
только
и
станут
свободными
,
когда откажутся от
свободы
своейдля насинампокорятся
»[5].
Но
закон
,
пусть
и
самый
справедливый
,
и
самый
гуманный
,
полагает
Ф
.
М
.
Достоевский
,
уничтожая
зло
,
уничтожает
и
Божье
начало
,
уничтожает
благодать
,
котораяможет осенить
только
свободного
человека
.
Поступать
свободно
–
не
значит
поступать
хорошо
,
свобода
вообще
не
оценочная
категория
.
Свобода
–
то
есть
по
собственной
воле
,
с
полным
осознанием
собственной
ответственности
. «
Границы
свободы
и
ответственности
совпадают
…
Только
там
,
где
я
свободен
,
гдемною
свободно
приняты
решения
,
свободно
совершены
действия
,
я
и
отвечаю
за
них
и
их
последствия
.
И
наоборот
–
я
могу
быть
ответствен
за
то
,
в
чем
проявилась
моя
свобода
»[6,
с
.18].
Люди
часто
уверены
,
что
свобода
–
это
что
-
то
внешнее
,
то
,
что
должен
обеспечить
кто
-
тоизвне
,
какой
-
топосторонний
спаситель
,
освободитель
.
Однако
свобода
это
невынужденность
,
понужденность
чем
-
то
или
кем
-
то
,
а
необходимость
внутренняя
–
нечто
,
без
чего
я
не
могу
быть
самим
собой
. «
Осознанная
необходимость
» (
К
.
Маркс
).
Внешняя
необходимость
может
стать
внутренней
,
а
может
и
не
стать
.
Она
может
создавать
силу
выталкивания
,
помогающую
всплыть
,
когда
уже
ко
дну
несвободы
прижат
.
Но
сама она
–
не
свобода
.
Вопрос
о
внутренней
свободе
гораздо
сложнее
,
чем
обыкновенно
думают
.
Освобождение
от
«
внешнего
рабства
не
есть
ещё
освобождение
от
внутреннегорабства
.
Человекможет остаться
внутреннимрабом
»[2,
с
.78].
Обретение
свободы
предполагает
сопротивление
,
оно
есть
творческий
акт
. «
Для
свободы
, -
напишет
Н
.
А
.
Бердяев
,
можно
и
должно
жертвовать
жизнью
,
дляжизнине должножертвовать
свободой
»[2,
с
.83].