k422 - page 539
539
он
задан
культурными
кодами
,
возможноли
говорить
о
нем
как
о
свободном
существе
?
Не
значит
ли
это
,
что
«
до
осознания
идеи
свободы
необходимо
дорасти
»
[6,
с
.20]?
Мало
кто
станет
спорить
с
тем
,
что
свобода
лучше
несвободы
.
Однако
на
деле многие
из
нас
готовы
пожертвовать
ею
ради
спокойствия
,
комфорта
,
традиций
. «
Огромная
масса
людей
совсем
не
любит
свободы
и
не
ищет
её
»[1,
с
.52].
Но
не
ведет
ли
этот
путь
к
отказу
в
целом
от
нашей
жизни
?
Не
от
физической
ее
составляющей
,
а
от
метафизической
.
Мы
растворяем
себя
в
«
пучине
»
окружающегомира
, «
расплавляемся
»
под
влиянием
социума
.
Какие
мотивы
побуждают
нас
бояться
независимости
,
почему
так
трудно
иметь
и
отстаивать
собственную
свободу
,
как
право
быть
самим
собой
?
В
основе отказа от
свободы
–
неосознаваемый
страх
одиночества
,
боязнь
стать
изгоем
,
которая
живет
в
нас
с
доисторических
времен
,
когда
в
одиночку
человек
был
бессилен
перед
природой
. «
Человеческий
мозг живет
в
двадцатом
веке
;
сердце
большинства
людей
–
все
еще
в
каменном
, –
писал
Эрих
Фромм
. –
Человек
не
в
силах
вынести
,
что
он
предоставлен
собственным
силам
.
Он
должен
иметь
возможность
отнести
себя
к
какой
-
то
системе
,
которая
бы
направляла
его
жизнь
и
придавала
ей
смысл
;
иначе
его
переполняют
сомнения
,
которые
,
в
конечном
счете
,
парализуют
его
способностьдействовать
,
а
значит
,
ижить
» [7,
с
.12].
Между
тем
свобода
как
ответственность
,
в
общем
-
то
,
и
состоит
в
том
,
что
абсолютно
свободный
человек
не
получает
абсолютно
никаких
гарантий
-
онможет рассчитывать
толькона
себя
,
идолженпостоянно
,
ежечаснонести
ответственность
за
свою
жизнь
.
В
этом
смысле
свобода
является
определенным
бременем
для человека
.
Потребность
принадлежать
чему
-
то
или
кому
-
то
,
быть
с
кем
-
то
оказывается
сильнее
стремления
к
свободе
.
Возможность
сбросить
с
себя
1...,529,530,531,532,533,534,535,536,537,538
540,541,542,543,544,545,546,547,548,549,...1098