554
отношение
.
И
потому
она
не
только
то
,
что
завершает
жизнь
,
а
то
,
что
«
висит
»
над
ней
со
дня
рождения
.
Ее
благодатная
сила
в
том
,
что
«
она
нужна
нам
,
прежде
всего
в
самойжизнии
для
самойжизни
…
Она
воспитывает
в нас
вкус
к
жизни
,
сосредоточивая
и
облагораживая
его
…»[7,
с
.80].
Смерть
,
понимаемая
как
естественный
предел
существования
,
не
представляет
для
человека
проблему
так
же
,
как
и
рождение
.
Как
смертность
она
пребывает
вне
любого
конкретного
существования
,
не
затрагивая
его
основ
.
Об
этом
«
эпикурейскийдискурс
» -
покамы
есть
-
смертинет
.
Он
,
дискурс
,
безупречен
с
точки
зрения
«
уклонения
от
размышления
над
смертью
»[2,
с
.78],
но
не
снимает
«
трагизма
конечности
каждого
конечного
существования
»[4,
с
.109].
Знание
о
смертности
(
конечности
существования
)
и
знание
о
смерти
,
как
возможности
не
быть
,
знание
о
смерти
как
«
всегда
моей
»(
М
.
Хайдеггер
)
не
даются
одновременно
:
в
человеке
сильны
жажда
жизни
и
вера
в
то
,
что
он
никогда не умрет
. «
Ябессмертен
,
пока
я не умер
» -
скажетА
.
Тарковский
.
Смерть
лишь
тогда
становится
проблемой
,
когда
понимается
как
экзистенциальный
феномен
,
то
есть
как
то
,
что
сопровождает
человека
каждое
мгновение
его
жизни
,
определяя
и
обусловливая
ее
.
Жизнь
невозможно постичь из
самойжизни
.
Жизнь
сама по
себе
, «
жизнь
какжизнь
»
представляет
собой
бесконечно
-
однородную
субстанцию
,
не
содержащую
никаких
намеков
на
категории
«
цель
», «
смысл
», «
ценность
».
Если
бы
не
существовало
смерти
,
чего
бы
достиг
человек
?
Что
делал
бы
он
в
своей
жизни
,
обреченнойна бесконечность
?
Осознавание
смерти
,
потрясение
самой
мыслью
о
возможности
«
не
быть
»,
толкает
нас
на
совершение
действий
,
на
создание
ценностей
.
Смерть
вызывает
столь
сильные
духовные
переживания
,
что
часто
,
неожиданно
для
себя
,
можно
прийти
к
самым
глубоким
откровениям
,
способным
радикально
изменить
нашу
жизнь
.
Смертный
,
смирившийся
со
своей
смертностью
как
с
«
естественным
закономприроды
» -
не предает
ли
он
собственнуюжизнь
?
Человек неможет не
быть нравственно
неуязвлён
смертью
.
В
ней
,
отнимающей
у
него
жизнь
,
он
видит
«
нравственную
неправду
»,
но
правда
смерти
в
том
,
что
она
есть