ВестникНОМУС
.
Сборникматериалов
конкурса
литературных
обзоров
-2012
573
В
последнее
время
реабилитационная
роль
специальных
учреждений
подвергается переоценке
.
На
практике
специальное
образование
,
с
одной
стороны
,
создает
особые
условия
для
удовлетворения
потребностей
учащихся
указанной
категории
в
медицинских
и
педагогических
услугах
,
а
,
с
другой
, -
препятствует
социальной
интеграцииинвалидов
,
ограничиваяихжизненныешансы
[8,9]
.
Многие
авторы
отмечают
,
что
с
раннего
детства
,
воспитываясь
в
закрытых
специализированных
учреждениях
(
дом
ребенка
,
школа
-
интернат
,
детский
дом
-
интернат
)
дети
находятся
в
неблагоприятных
условиях
.
К
ним
относятся
:
отсутствие
семейного
типа
отношений
,
изоляция
от
здоровой
среды
,
неопределенная
перспектива
,
недостаток
внешний
впечатлений
,
дефицит
общения
,
однообразие
условий
,
отсутствие
индивидуального
подхода
в
коррекции
воспитания
вследствие
дефицита
персонала
,
недостатка
профессионализма
,
постоянный
регламент
,
контроль
и
опека
,
ограничение
произвольности
,
инициативы
,
целенаправленности
.
Это
приводит
к
дисгармоническому
развитию
личности
,
формированию
психопатоподобных
расстройств
[8,9]
.
Многие
,
из
подростков
-
инвалидов
,
достигнув
окончания
школы
,
психологически
не
готовы
к
самостоятельной
жизни
.
Дефицит
опыта
обуславливает
низкий
уровень
социальной
адаптации
(
компетентности
).
Интернатские
условия
и
замкнутый
круг
общения
,
ограниченные
инициатива
,
активность
,
целенаправленность
часто
имеют
результатом
настроения
социального
иждивенчества
,
отсутствуют
адекватная
самооценка
,
трезвый
взгляд
на
свои
профессиональные
и
социальные
перспективы
,
нарушение
процесса
целеобразования
,
отсутствие
у
большинства
из
них
социально
значимых
целей
.
Сложившаяся
практика
обучения
и
воспитания
этих
детей
недостаточно
направлена
на
формирование
необходимых
в жизни
личностных
качеств
,
таких
,
как
самостоятельность
,
готовность
к
самообеспечению
на
основе
труда
,
коммуникативность
,
а
также
на
уточнение
жизненной
перспективы
[3,5, 28,30]
.
Очевидно
,
качество
человеческих
ресурсов
в
обществе
зависит не
только
от
качества
учебной
подготовки
,
но
и
от
накопленного
личностью
социального
опыта
,
социальной
компетентности
,
в
частности
,
умения
использовать
меняющиеся
ситуациии
управлятьжизненнымиобстоятельствами
[28,9,24]
.
В
этой
связи
повышается
роль
совместного
обучения
,
позволяющего
существенно
сократитьпроцессы
сегрегации
детей
синвалидностью
.
В
современной
образовательной
политике
ведется
разработка
и
внедрение
различных
приемов
реабилитации
детей
-
инвалидов
,
предусматривающих
обучение
детей
инвалидов
в
массовых
детских
садах
и школах
совместно
со
«
здоровыми
»
детьми
.
Основным
тезисом
парламентских
слушаний
Государственной
думы
РФ
(12
апреля
2012
года
)
по
теме
«
Инклюзивное
образование
лиц
с
ОВЗ
в
РФ
:
проблемы
отрасли
и
общества
»
прозвучало
,
что
«
обучение
и
воспитание
детей