571
определяют
поведение
каждого
отдельного
человека
и
составляют
то
,
что
именуется
этосом
-
профессиональной
группы
,
семьи
,
культуры
.
Этос
–
одна
из
составляющих
идентификации
того
или
иного
сообщества
и
человека
,
который
может
быть
частью
его
.
В
рамках
биомедицинской
модели
медицины
этос
постепенно
уступил
место
определенному
деперсонализированному
алгоритму манипулирования
пациентом
,
а
точнее
,
его
болезнью
,
поскольку
для
научной
медицины
реальностью
является
не
больной
,
а болезнь
.
Подобное
дистанцирование
медиков
от
этоса
медицины
(
сформулированного
Гиппократом
,
Парацельсом
и
всегда
существующего
имманентно
),
основано
на
достижениях
медицинской
науки
и
оказывается
тесно
связано
с
контрпродуктивностью
системы
здравоохранения
в
целом
и
медицинской
помощью
-
в
частности
(
М
.
Фуко
,
А
.
Иллич
,
Ж
.-
П
.
Дюпюи
)
[1].
Речь
идет
о
получении
результатов
какой
-
либо
деятельности
,
прямо
противоположных
ожидаемым
и
желаемым
.
То
есть
медицина
больше
не
способна
лечить
– «
медицина
подтачивает
здоровье
»,
а
«
врач
–
целитель
,
стал
"
убийцейи
врагом
"!?" (
из
высказываний
врачей
).
Контрпродуктивность
,
прежде
всего
,
обнаруживает
себя
в
процессе
повсеместной
медикализации
жизни
(
окончательно
подчиняя
надежды
,
желания
и
планы
человека
возможностям
современной
медицинской
науки
),
а
так
же
в
усилении
автономии
современного
пациента
,
отстаивающего
все
новые
и
новые
права
(
например
,
появившиеся
недавно
–
соматические
права
).
Автономия пациента
дала
ему
возможность
самомуосуществлять
заботу
о
себе
,
проявляя
,
таким
образом
,
себя
в
качестве
самодостаточной
личности
.
Именно
личность
способна
«
вступать
в
отношение
к
самой
себе
»
и
формой
этого
отношения
может
быть
осуществлениезаботы
о
своем
индивидуальном
здоровье
,
которое
предполагает
сохранение
или
восстановления
телесно
-
душевно
-
духовного
единства
и
целостности
(
В
.
Франкл
).
Как
отмечает
В
.
Франкл
, «
личностьне
только
есть
единствоицелостность
,
она
еще и
создает