568
При
создании
образа
самого
себя
человеку
необходим
Другой
–
тот
,
кто
достраивает
тебя
до
завершенного
целого
,
тот
,
благодаря
которому
ты
можешь
иметь
полный
обзор
себя
(
Ф
.
Гиренок
).
Без
взгляда
и
ответа Других
ты
неспособен
до
конца
осознать
,
кто
ты
такой
(
У
.
Эко
).
Но
создавая
свой
виртуальный
образ
,
человек
на
самом
деле
опирается
на
фигуру
«
фиктивного
»
Другого
–
как
если
бы
кто
-
то
воображаемый
оценивал
и
характеризовал
его
со
стороны
,
в
то
время
как
этим
«
кто
-
то
»
в
действительности
является
он
сам
.
Такая
тактика неможет
дать целостный
,
а
главное
–
этически
и
эстетически
обоснованный
образ
по
причине
,
во
-
первых
,
отсутствия
опоры
в
«
реальном
»
Другом
и
во
-
вторых
,
своей
заинтересованности
,
пристрастности
при
конструировании
собственного
образа
.
Следовательно
,
вместо
прорыва
к
собственной
сущности
,
человек
в
виртуальном
самоконтсруировании
получает
нечто
фиктивное
,
неестественное
,
не
содержащее
ценных
смыслов
ни
для
него
,
ни
для
других
.
Самоотождествление
человека
с
его
виртуальными
образами
привносит
ложный
аспект
в
его
собственнуюидентичность
[1].
Укажем
еще
одну
негативную
сторону
влияния
виртуальной
реальности
на
самоидентификацию
человека
.
Напомним
,
что
идентичность
согласно
современным
тенденциям
не
есть
«
слипание
»
в
некую
совокупность
,
не
«
прилипание
»
к
некой
общности
,
а
это
всегда
самоидентификация
,
выявляющая
и
утверждающая
самость
человека
.
Самоидентификация
,
превращающая
человека
из
статиста
истории
в
полноценного
индивидуально
значимого
агента
.
В
проекции
виртуальной
реальности
подобное
самоутверждение
делает
востребованным
создание
образа
себя
,
как
человека
эрудированного
,
способного
к
глубоким
переживаниям
,
оригинальномумышлению
,
творчеству
.
И
в
итоге
приводит
к
симуляцииили
имитации
проявленийбогатства
внутреннегомира
.
Главное
в данном случае – казаться, а не быть. В
контексте
идентичности
мы
имеемнекую
внешность без
глубины
.