579
В
начале
19-
го
века
началось
собственно
психологическое
изучение
бессознательного
.
Динамическую
характеристику
последнего
ввел
Гербарт
(1824
г
.):
несовместимые
идеи
могут
вступать
между
собой
в
конфликт
,
причем
более
слабые
вытесняются
из
сознания
,
но
продолжают
на
него
воздействовать
,
не
теряя
своих
динамических
свойств
.
Так
,
сознание
обязывает
нас
к жесткой
цензуре
,
запрещая
проявлять
негативные
чувства
и
бережно
скрываемые
нами
от
посторонних
желания
в
общественной
и
личной
жизни
.
А
бессознательное
порой
бунтует
,
тем
самым
побуждая
нас
поступатьили
говоритьначистотупомимонашей
воле иразуму
.
В
20
веке
возникла
и
ныне
существует
мощная
философская
школа
психоанализа
,
которая
занимается
исследованиями
отношений
между
сознаниемибессознательным
-
тем
,
чтоостается
за
граньюосознавания
.
Активнее
других
этот
вопрос проработал практикующий
гипноз
доктор
З
.
Фрейд
,
который
считал
,
что
бессознательное
есть
у
каждого
.
По
его
мнению
,
бессознательное
включает
в
себя
механизмы
регуляции
организма
,
наших
движений
и
действий
,
содержит
стереотипы
поведения
,
которым
мы
привычно
следуем
.
Оно
выступает
вместилищем
того
,
что
мы
по
разным
причинам
желаем
забыть
: "
запретных
желаний
(
прежде
всего
сексуальных
,
агрессивных
),
инстинктов
жизни
и
смерти
" [4].
Тем
не
менее
,
между
сознанием
и
бессознательным
нет
непреодолимой
преграды
.
Вместе
они
составляют
ту
часть
внутреннего
мира
,
которой
обладает
каждый
из
нас
.
И
этот
мир
,
по
мнению
З
.
Фрейда
,
должен
быть
растолкован
.
Он
акцентирует
внимание
на
неправомерности
отождествления
восприятия
сознания
с
бессознательным
психическим
процессом
,
который
является
объектом
этого
сознания
.
Иными
словами
,
восприятие
душевных
процессов
сознанием
как
бы
сравнивается
с
восприятиями
органами
чувств
объектов
внешнего
мира
.
Отсюда
утверждение
психоанализа
,
что
"
все
душевные
процессы
по
существу
бессознательны
"
и
что
"
сознательные
процессы
являются
только
как отдельныепроявления
всейнашейдушевнойдеятельности
" [11].