589
философ
XX-
го
столетияЖоржБатай
–
жди
,
чтооно
скатится
к
счастью
сна
,
скуки
,
обеспеченного будущего
».
Конечно
,
состояние удовлетворенности
,
переживаемое нами
тогда
,
когда
желаемое достигнуто
,
нельзя назвать
злом
,
но
сколькоономожет длиться
?
Да ибудет лионоценнымдля нас
?
Ведьценность
(
благо
,
добро
)
длянасна
самомделе
в
том
,
чтобы
не быть
никогда удовлетворенным
,
быть
всегда
открытым
навстречу
новому
,
уметьне давать
себе покоя
!
Удовлетворенность
вполнеможно
себепредставить
как
смерть
(
не
в
буквальном
смысле
!),
как отрицаниене
толькоблага
,
нои
«
внутренне
ощутимойрадостибытия
» . (
Ж
.
Батай
)
Радостибытия
,
которую
такживомыпереживали
в детстве
. «
Счастливая
невозвратнаяпора детства
,
когда
счастье
вспыхивалоот
самогоничтожного
повода ибез
всякогоповода
» [2].
Залитый
солнцемберегЧёрногоморя
,
бриз
,
бегущие понебуоблака
,
ракушка
,
которую
тыподносишь к ухувнадежде
расслышать
«
гулдальних
странствий
»,
мамина
теплая рука
–
вот
счастье
,
«
укрытое от
власти
слов
» (
Ж
.
Батай
).
Вопрос о
том
,
счастлива ли
я
,
мог
показаться
в
тотмомент нелепымидаже оскорбительным
.
Переживание
счастья
какполнотыприсутствияне
требует рефлексии
.
Счастье
несовместимо
с
«
величественным
красноречием
».
Оно держится на
недоговоренности
.
Молчание
,
смех
,
мелодия
,
звучащая
в
тебе
–
знаки
счастья
.
«
Самозабвенное доверие бытию
», -
вот что
такое
счастье
[1,
с
. 127].
Когда
какне
вдетствемыбыли
счастливы
?
Нет более доверчивогомиру
существа
,
чемребенок
.
Нет более бесстрашного
.
И
только
«
этидве
вещи
–
бесстрашие
идоверчивость
…»
способныпринести
то
,
чтомыименуем
счастьем
в
подлинном
смысле
слова
» [1,
с
. 128].
Но детство
осталосьпозади
,
апризыв
: «
Будьте
,
как дети
»
мыне
способны
расслышать
зашумоми
гуломустраивающего
себямира
.
Нашемувремени