k421 - page 881

ВестникНОМУС
.
Сборникматериаловнаучной
сессии
-2013
881
же
войны
как
средства
решения
спорных
вопросов
между
народами
означало
,
одновременно
,
рождение
идеи
вечного
мира
.
Но
,
даже
выдвинув
эту
идею
(
вечного мира
),
они
не могли
не
понимать
,
насколько
она
трудна
в
осуществлении
,
потому
что
война
оказалась
тесно
связанной
с
политикой
.
Французский
философ
-
просветитель
Ж
.
Ж
.
Руссо
в
трактате
«
Суждение
о
вечном
мире
»
напишет
,
что
войны
,
завоевания
и
усиление
деспотизма
взаимно
связаны
и
содействуют
друг
другу
,
что
в
обществе
,
разделенном
на
богатых
и
бедных
,
на
господствующих
и
угнетенных
,
частные
интересы
,
то
есть
интересы
властвующих
,
противоречат
общим
интересам
интересам
народа
.
Он
связывает
идею
всеобщего
мира
с
вооруженным
свержением
властиправителей
,
ибо
онине
заинтересованы
в
сохранениимира
.
Таким
образом
,
мы
видим
,
что
просвещенческая
эпоха
меняет
смысловые
значения
философемы
– «
война
».
В
суждениях
ее
лучших
представителей
она
есть
зло
,
несущее
гибель
,
разрушение
,
ничего
созидательного
в
ней
нет
.
Интересны
взгляды
на
проблему
войны
и
мира
представителей
немецкой
классической
философии
.
Так
,
И
.
Кант
впервые
высказал
догадку
об
объективной
закономерности
,
ведущей
к
установлению
вечного
мира
,
о
неизбежности
создания
на
добровольных
началах
союза
народов
.
Другой
представитель
немецкой
философии
И
.
Гердер
считает
,
что
соглашение
,
заключенное
в
условиях
враждебных
отношений
между
государствами
,
не
может
служить
надежной
гарантией
мира
.
Для
достижения
вечного
мира
необходимо
нравственное
перевоспитание
людей
.
Гердер
выдвигает
ряд
принципов
,
с
помощью
которых
можно
воспитать
людей
в
духе
справедливости
и
человечности
;
в
их
числе
отвращение
к
войне
,
меньшее
почитание
военной
славы
: «
Всешире
надо
распространять
убеждение
в
том
,
что
геройский
дух
,
проявленный
в
завоевательных
войнах
,
есть
вампир
на
теле
человечества
и
отнюдь
не
заслуживает
той
славы
и
почтения
,
которые
воздают
ему
традиции
,
идущей
от
греков
,
римлян
и
варваров
» [2,
с
. 112].
Гердер
обращается
не
к
правительствам
,
а
к
народам
,
к
широким
массам
,
которые
больше
всего
страдают
от
войны
.
Он
полагает
,
если
голос
народов
1...,871,872,873,874,875,876,877,878,879,880 882,883,884,885,886,887,888,889,890,891,...1304
Powered by FlippingBook