ВестникНОМУС
.
Сборникматериаловнаучной
сессии
-2013
879
Уже
мифология
рисует
нам
картину
битвы
между
Титанами
и
созданными
ими
Олимпийскими
богами
.
Здесь
битва
/
война
в
качестве
философемы
проясняет
понимание
греками
рождения
нового
,
становящегося
и
утверждающего
себя через
вытеснение
старого
.
И
философия
не
оставила
без
внимания
феномен
войны
.
В
учении
об
идеальном
государстве
,
предложенным
Платоном
,
нет
внутренних
военных
столкновений
,
но
воздаются
почести
тому
,
кто
отличился
«
во
втором
величайшем
виде
войны
» -
в
войне
с
внешними
врагами
[1,
с
. 87].
Аналогичной
была
точка
зрения
и
Аристотеля
:
древние
греки
видели
в
иноземцах
врагов и
считалиих и
всё
,
импринадлежавшее
,
хорошей
добычей
,
если
ее
толькоможно было
захватить
.
Такое отношение
к
войне
как
к
захвату
определялось
уровнем
экономического
развития
общества
,
не
исключавшего
рабство
.
Для
мыслителей
этой
эпохи
рабство
было
явлением
естественным
и
даже
прогрессивным
.
Аристотель
,
например
,
считал
его
общественно
-
необходимым
институтом
[1,
с
. 138].
Рабами
становились
военнопленные
,
а
не
только
люди
,
попавшие
в
рабство
за долгиили
дети
,
рожденные
рабами
.
А
раз
так
,
то
не
могут
не
одобряться
действия
,
направленные
на
захват
всё
новых
территорий
,
на
порабощение
народов
их
населявших
.
Поэтому
преобладающее большинствомыслителей
считалиправомерным
вести
войны
–
ведь
война
являлась
основным
источником
рабской
силы
,
без
которой
не
могло
существовать
рабовладельческое
хозяйство
.
Аналогичным
было
отношение
к
рабству
и
в
Римской
империи
:
римляне
называли
варварским
все
,
что
не
было
римским
и
говорили
: «
Для
варваров
цепи
или
смерть
».
Призыв
древнеримского мыслителя Цицерона
–
пусть
оружие
уступит место
тоге
,
то
есть
,
пусть
решает
не
военная
сила
,
а
гражданская
власть
,
фактически
не
применялся
в
отношении
варваров
[1,
с
. 172].
Но
если
мы
обратимся
к
известному
изречению
небезызвестного
Гераклита
,
утверждавшего
что
«
Война
есть
царь
всего
и
отец
всего
»,
то мы
не можем
не
заметить
,
что
для
него
война
(
именно
в
качестве
философемы
),
то
,
что