56
щих
при
универсальном
векторном
движении
общественных
ин
-
ститутов
.
Помимо
прочего
происходит
перманентное
обращение
к
содержательному
контенту
понятия
модернизации
и
отличия
его
от
аналогов
в
виде
вестернизации
,
индустриализации
и
ре
-
формы
,
а
также
решается
дилемма
о
сущности
причин
,
вызвав
-
шихначало иокончаниемодернизационныхпреобразований
.
«
Акультурные
»
модели
видят
в
модернизации
возможность
для
обществ
как
сложных
иерархично
построенных
систем
при
-
спосабливаться
к
влиянию
экзогенных
факторов
.
При
этом
про
-
исходит
универсализация
структурных
элементов
,
входящих
в
единое
целое
в
качестве
подсистем
,
при
параллельном
возраста
-
нии
функциональной
сложности
.
В
переводе
на
язык
современ
-
ности
это
означает
глубокое
взаимопроникновение
экономиче
-
ских моделей мирового
хозяйства
,
инновационное
сближение
го
-
сударств
с
преобладанием
в
нем
доминантного
влияния
много
-
профильных
транснациональных
компаний
,
что
в
совокупности
приводит
к
нарастанию
глобализации
,
основанной
на
действии
культурных
факторов
.
В
диалектическом
плане
данная
модель
«
акультурной
»
модернизации
заимствует
положения
экономиче
-
ского
детерминизмаМаркса
,
разработавшего
азыформационного
подхода
,
основанного
на
утверждении
,
что
глубокие
изменения
в
обществе
возможны
при
условии
изменения
механизма
воспро
-
изводства
производственных
отношений
(
базиса
)
с
совокупно
-
стью
процессов
структурного
анализа
политических
систем
.
Со
-
ответственно
,
реагировать
на
внешние
вызовы
конъюнктурных
возмущений
экономическому
пространству
возможно
при
усло
-
вии
усиления
государственного
влияния
на
функции
политиче
-
ской
социализации
,
коммуникации
и
рекрутирования
,
что
в
бы
-
тийной
действительности
получило
название
«
культурной
дина
-
мики
глобализации
».
С
этой
точки
зрения
состоятельность
обще
-
ства
,
ее
прогрессивная
направленность
соизмеряется
в
соответст
-
вии
с
такими
критериями
,
как
переход
капитализма
в
информа
-
ционную
стадию
развития
со
становлением
плюрализма
в
поли
-
тической
среде
,
концентрирование
роли
транснациональных
компаний
в
мировом
срезе
взаимного
сотрудничества
,
а
также
степень
государственнойинтеграции
.
«
Культурные
»
теории
видят
в
модернизации
эволюционную
форму
развития
разума
,
освобождение
от
его
метафизических