k422 - page 239
239
можно
ли
научить
компетенциям
?
Зарубежные
исследователи
некатегоричны
,
отвечая
на
него
.
Так
, L. Spencer
и
S. Spen
с
er
рассматривают
вопрос
формирования
компетенций
в
виде
модели
айсберга
,
где
знания
и
навыки
,
которым
сравнительно
легко
научить
,
составляют
его
видимую
часть
,
тогда
как
личностные
черты
,
мотивы
и Я
-
концепция
скрыты
,
поскольку
их
очень
трудно
развивать
впроцессе обучения
[1].
Отечественные
исследователи
говорят
о
динамичности
этого
процесса
.
Очень
глубокуюи
оригинальную
трактовку
термина
«
компетенция
»
предлагает
Н
.
С
.
Сахарова
.
Ей
тщательно
проанализированы
определения
понятия
«
компетенция
»
в
философии
,
логике
,
естествознании
и
выявлена
его
общая
суть
,
которая
заключается
в
способности
живого
организма
осуществлять
совместную
деятельность
,
откликаясь
на
внешнее
раздражение
соответствующей
реакцией
[2, 3].
Компетентность
свойственна
конкретной
личности
и
зависит
от
усилий
человека
.
Компетентность
–
это
личностная
характеристика
,
совокупность
мобильных
знаний
,
умений
,
навыкови
гибкогомышления
.
Компетенции
–
базовое
свойство
,
которое
делает
специалиста
компетентным
.
Компетентным
можно
стать
,
овладев
определенными
компетенциями
и
реализуя
их
в
опыте
конкретной
профессиональной
деятельности
.
Так
,
например
,
компетенция
индивидуального
выбора
лекарственного
средства
для
лечения
конкретного
больного
может
сделать
будущего
специалиста
компетентным
в
вопросах
диагностики
и
лечения
внутреннейпатологии
.
Большой
вклад
в
разработку
проблем
компетентности
в
целом
,
внесли
отечественные
исследователи
Н
.
В
.
Кузьмина
,
Л
.
А
.
Петровская
,
А
.
К
.
Маркова
,
Л
.
М
.
Митина
,
Л
.
П
.
Алексеева
,
Н
.
С
.
Шаблыгина идр
[5, 6].
1...,229,230,231,232,233,234,235,236,237,238
240,241,242,243,244,245,246,247,248,249,...1098