k421 - page 941

ВестникНОМУС
.
Сборникматериаловнаучной
сессии
-2013
941
Сартр
утверждал
,
что
«
в
чувстве
стыда
я признаю
,
что
я
есть
я
,
каким
другие
видятменя
» [4,297]
Вл
.
С
.
Соловьева
отмечал
,
что
«
именно
стыд
отличает
человека
от
животных
.
Стыдясь
естественных
потребностей
,
человек
демонстрирует
,
что
он
не
есть
только
природное
существо
.
Стыд
обнаруживает
различие
добра и
зла
.
При
этом
злом
оказывается
не
сама
природа
,
но
подчиненность
духа
природе
». [5,80]
Существует
так
же
различие
между
чувством
стыда
и
стыдливостью
,
которая
скрывает негативную
категориючеловека
:
страх
.
Б
.
Спиноза
считал
,
что
«
стыд
есть
неудовольствие
,
следующее
за
поступком
,
которого
нам
стыдно
;
стыдливость
же
есть
страх
или
боязнь
стыда
,
препятствующая
человеку
допустить
что
-
либо
постыдное
».
Он
так же
писал
,
что
стыдливости
противопоставляется
бесстыдство
,
не
составляющее
аффекта
;
а
названия
показывают
их
словоупотребление
,
но
не
природу
.
[1,1013]
Бесстыжесть
чаще
всего
состоит
из
сексуального
подтекста
,
который
формирует
определенную
приемлемую
обществом
норму
поведения
,
иногда
весьма
условную
.
Эти
нормы
является
зависимыми
от
культуры
общества
,
этнических
и
религиозных
традиций
,
которые
диктуют
свое
понимание
морали
,
целомудрия
,
стыдливости
.
С
точки
зрения дуэтики
(
новоефилософско
-
этическое идуховно
-
практическое учение
)
стыд
отражает
внутренние ощущенияи
телесные
реагирования
,
которые проявляются
следующимифразами
: «
ты
стесняешься
докрасна
», «
тыдонельзя
смущаешься
»
идаже
: «
ты
сгораешь дотла
».
Большой
интерес
в
рассмотрении
категории
стыда
представляет
эволюционная
биология
,
которая
получила
толчок
к
развитию
после
исследований
Чарльза
Дарвина
,
который
рассмотрел
выражение
стыда
в
организме человека
,
происхождение
этого
чувства
,
и
его
развитие
.
1...,931,932,933,934,935,936,937,938,939,940 942,943,944,945,946,947,948,949,950,951,...1304
Powered by FlippingBook