k421 - page 940

ВестникНОМУС
.
Сборникматериаловнаучной
сессии
-2013
940
ещё и
то
,
что
самчеловек
выделяет
себяиз
всейприроды
,
не
только
внешней
,
нои
своей
собственной
.
Человек
стыдится
своих
определенных
природных
влечений
и
функций
организма
,
тем
самымпоказывая
,
что
онне
толькоматериальное
существо
,
а
ещё
нечто
другое
,
высшее
духовное
.
Например
,
у
человека
присутствует
половая
стыдливость
,
а
посему
,
если
существо
стыдится
своей
животной
природы
,
значит
,
ононе
есть
толькоживотное
.
С
помощью
собственного
действия
и
испытания
своего
существа
,
человек
может
достичь
нравственного
самосознания
,
следуя
Сократу
,
который
говорил
,
что
я
только
и
делаю
,
что
испытываю
себя
и
условия
своего
существования
,
т
.
е
.
выхожу
за пределы
своейприроднойпредзаданности
.
В
психологии
стыд
определяется
,
как
отрицательное
чувство
,
сильная
болезненная
эмоция
и
переживание
,
которое
влечёт
за
собой
неудовлетворённость
и
недовольство
,
возникающее
в
связи
с
несоответствием
социальных
требований
и
ожиданий
других
людей
.
Он
проявляется
в
самоосуждении
,
самообвинении
и
осознании
человеком
своего
несоответствия
определенным
нормативам
,
стандартам
,
моделям
поведения
,
ощущении
своейнелепости
.
Стыд формируется
в
детском
возрасте
,
а
в
зрелые
годы
-
это
деструктивный
инструмент
,
искусственная
подмена
нравственных
и
этических
проявлений
человека
.
В
философии
стыд
-
это
морально
-
нравственный
критерий
личности
,
«
надприродный
статус
»
,
какназвал
егоВ
.
Соловьёв
. [5,79]
Русский
философ
П
.
А
.
Флоренский
говорил
,
как
бы
вторя
древним
мистическимпредставлениям
,
что
стыд
-
это
«
основацеломудрия
». [6,147]
В
творчестве
многих
философов
стыд
рассматривался
,
как
некий
атрибут
самопознания
,
в
который
вкладывался
свой
,
особый
смысл
.
По
мнениюС
.
Кьеркегора
, «
стыд
,
ведет
к
отчаянию
,
а
отчаяние
к
стыду
,
в
порочном
круге
». [3,270]
1...,930,931,932,933,934,935,936,937,938,939 941,942,943,944,945,946,947,948,949,950,...1304
Powered by FlippingBook